Педагогические цели: способствовать ознакомлению с влиянием одних растений на другие, растений на животных на примере березового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе.
Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника; осуществляют описание объектов природы.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
– Вы очень хорошо поработали на прошлом уроке. Сегодня есть возможность узнать еще больше нового и интересного. Для этого необходимо ваше желание и хорошее настроение. Поднимите вверх картинки с веселой или грустной рожицей, и я увижу, у кого хорошее настроение и кто готов отправиться со мной в увлекательное путешествие.
– Я очень рада, что настроение у вас хорошее. Желаю вам успехов и приглашаю всех в увлекательное путешествие.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Для того чтобы мы могли продолжить наше путешествие, нужно проверить, хорошо ли вы поняли материал, изученный на прошлом уроке.
Тест по теме «Бабочки и жуки»
1. Чем покрыто тело бабочки?
а) Красивой кожей;
б) мельчайшими чешуйками;
в) перьями.
2. Сколько крыльев у бабочки?
а) Два;
б) четыре;
в) у всех по-разному.
3. Чем отличаются крылья жуков и бабочек?
а) У бабочек красивые крылья, а у жуков нет.
б) У бабочек большие крылья, а у жуков маленькие.
в) У жуков и у бабочек по 4 крыла, но у жуков 2 жесткие, а 2 мягкие.
Анализ теста, обсуждение ошибок.
– Я вижу, что вы усвоили предыдущий материал, значит, мы можем продолжать наше путешествие.
III. Постановка учебной задачи.
– О чем будем говорить сегодня на уроке?
– Сегодня на уроке мы ознакомимся с влиянием растений и животных друг на друга на примере березового леса, научимся давать характеристику окружающей среды, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Выделение отличительных признаков березового леса.
– Преобладающее растение – береза – создает условия для всех других обитателей березового леса. Белые стволы берез хорошо отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в березовом лесу светло и растут светолюбивые растения.
2.Ознакомление с типичными растениями березового леса.
– В березовом лесу встречаются и кустарники. Наиболее распространенные среди них – орешник и крушина. Стебли орешника достигают в высоту 3–4 м. Они покрыты серой корой. Молодые тонкие ветки жесткие от покрывающих их волосков. Листья у орешника округлые, на конце заостренные, прикрепляются к стеблю короткими черешками. Цветет орешник рано, когда высокие деревья еще не покрыты листвой. Его цветки опыляются ветром, который может проникнуть только в безлистный лес. После цветения образуются плоды – орехи.
3.Ознакомление с типичными животными березового леса.
– Типичным представителем животного мира березового леса является иволга. Обратите внимание на рисунок в учебнике. Самец и самка иволги различаются окраской оперения. Самец – ярко-желтый, с черным хвостом и крыльями, а самка – серовато-желтая с бурыми пестринами. Иволга питается насекомыми, которые наносят вред лесу, поедая листья деревьев.
4.Ознакомление с особенностями внешнего вида крота.
– Отгадайте загадку.
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(Крот.)
– Прочитайте текст в учебнике и опишите внешний вид крота.
5.Выделение признаков приспособленности крота к жизни под землей.
– Назовите признаки приспособленности крота к жизни под землей. (Передние лапы у крота короткие, широкие, с мощными когтями. Как лопатой, он разрыхляет ими землю и отбрасывает назад.)
6. Расширение знаний детей об обитателях леса.
– Выполните задание.
– Всех птиц, изображенных на рисунке, ученые относят к группе вороновых, так как они похожи на ворона. Имейте в виду, что ворон и ворона – не самец и самка, а разные виды птиц.
V. Первичное закрепление.
– Объясните, как вы понимаете слова: «светолюбивое», «теневыносливое», «влаголюбивое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое».
– Какие из этих слов подходят для описания березы?
– Почему в березовом лесу часто растут такие же травянистые растения, как и на опушке?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание в рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Опишите окружающую среду иволги.
– Расскажите, как крот приспособлен к жизни в земле.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: читать текст в учебнике, отвечать на вопросы.