Педагогические цели: способствовать подведению итогов наблюдений за зиму с использованием дневников наблюдений; создать условия для развития умения устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; содействовать воспитанию ответственного отношения к объектам природы.
Планируемые результаты образования:
Предметные: дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и месяц; понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; различают времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); сравнивают результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы; имеют способность к самооценке; знают основные правила поведения в природе и ориентируются на их выполнение; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу под руководством учителя; намечают план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения и опыты по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; устанавливают некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде; обобщают результаты наблюдений за погодой, делают простые выводы.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
– Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, хором произнесите текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
– О каком времени года идет речь? (О зиме.)
– В начале зимы мы начали наблюдения за неживой природой, растениями, животными и сезонным трудом людей. Наши наблюдения проводились по трем основным периодам зимы: первозимье – 25 дней с 27 ноября, коренная зима – 55 дней с 22 декабря, перелом зимы – 31 день с 15 февраля. Давайте сравним эти три периода.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы подведем итоги наблюдений за зиму, выделим отличительные признаки данного сезона.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Повторение основных зимних изменений в природе и их причин.
• Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла.
• Небо бледно-голубое или серое.
• Осадки в виде снега. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)
• Промерзла почва. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)
• Короткие дни и длинные ночи. (Солнце стоит низко над горизонтом, светит меньше по времени.)
• Замерзают водоемы. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)
• Почва покрыта снегом (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)
• Деревья и кустарники погрузились в глубокий сон. Ветки и стволы деревьев и кустарников голые, серо-коричневые. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)
• Насекомые в спячке. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С, нет пищи.)
• Мало птиц. Перелетные птицы улетели в теплые края. (Температура воздуха ниже 0 °С, нет корма, насекомые в спячке.)
V. Первичное закрепление.
1.Обобщение результатов наблюдений детей за неживой природой.
– Какого цвета небо, выпадают ли осадки? (Небо бледно-голубое или серое, часто идет снег.)
– Как изменяется высота солнца на небосклоне? (В декабре солнце ниже, чем в ноябре; в январе выше, чем в декабре; в феврале выше, чем в январе.)
– Как изменяется продолжительность дня? (До 22 декабря дни становятся короче, а с 23 декабря – длиннее.)
– Что происходит зимой с растениями?
– Каким бывает снег после сильного мороза? (Рыхлым и скрипучим.)
– А каким после оттепели? (Влажным и липким.)
2.Обобщение результатов наблюдений детей за растениями зимой.
(Зимой травы увядают, оставляя на почве свои семена. Деревья и кустарники погрузились в глубокий сон. Ветки и стволы деревьев голые, серо-коричневые.)
3.Обобщение результатов наблюдений детей за жизнью животных зимой.
– Каких птиц ты видел зимой? (Синицы, дятлы, воробьи, красногрудые снегири, поползни, чечетки, лазоревки и гаечки.)
– Что делали птицы? (Занимались поиском пищи.)
– Каких зверей ты видел зимой?
4.Обобщение результатов наблюдений детей за животными и сезонным трудом людей.
– Какие виды сезонных работ можно наблюдать зимой? (Ремонт сельскохозяйственных машин, снегозадержание, очищение улиц и дорог от снега, обрезка деревьев и кустарников, подготовка к посеву.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Назовите причины соответствующих признаков зимы. Заполните таблицу.
|
Признаки зимы |
Их причины |
1 |
Стало холодно |
|
2 |
Постоянный снеговой покров |
|
3 |
Замерзание почвы и водоемов |
|
4 |
Дни короткие, ночи длинные |
|
5 |
Стало мало птиц, исчезли насекомые |
|
6 |
Растения спят |
|
7 |
Некоторые животные меняют окраску |
|
– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа):
|
Признаки зимы |
Их причины |
1 |
Стало холодно |
Низкая температура воздуха, мало солнечного тепла |
2 |
Постоянный снеговой покров |
Низкая температура воздуха |
3 |
Замерзание почвы и водоемов |
Низкая температура воздуха |
4 |
Дни короткие, ночи длинные |
Солнце светит меньше по времени |
5 |
Птицы улетели, исчезли насекомые |
Нет пищи, холодно, насекомые в спячке |
6 |
Растения спят |
Мало солнечного тепла, низкая температура |
7 |
Некоторые животные меняют окраску |
Маскировка |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима». И назовите признаки зимы, о которых говорится в стихотворении.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы – И зима настала. |
Труженик-крестьянин Вытащил санишки, Снеговые горы Строят ребятишки. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Он теперь покоен – Все кругом укрыто, И ему не страшен Злой мороз, сердитый. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: найти стихи, пословицы, поговорки, рассказывающие о признаках зимы.