Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Педагогические цели: способствовать подведению итогов наблюдений за зиму с использованием дневников наблюдений; создать условия для развития умения устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; содействовать воспитанию ответственного отношения к объектам природы.

Планируемые результаты образования:

Предметные: дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и месяц; понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; различают времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); сравнивают результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы; имеют способность к самооценке; знают основные правила поведения в природе и ориентируются на их выполнение; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу под руководством учителя; намечают план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения и опыты по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.

Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; устанавливают некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде; обобщают результаты наблюдений за погодой, делают простые выводы.

Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.

Сценарий урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

– Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, хором произнесите текст:

                           Привет, сосед!

                           Улыбнись мне в ответ.

                           Я хочу, чтобы ты не грустил,

                           Всем улыбки сегодня дарил.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета.

                           Чудная картина,

                           Как ты мне родна:

                           Белая равнина,

                           Полная луна,

                           Свет небес высоких,

                           И блестящий снег,

                           И саней далеких

                           Одинокий бег.

– О каком времени года идет речь? (О зиме.)

– В начале зимы мы начали наблюдения за неживой природой, растениями, животными и сезонным трудом людей. Наши наблюдения проводились по трем основным периодам зимы: первозимье – 25 дней с 27 ноября, коренная зима – 55 дней с 22 декабря, перелом зимы – 31 день с 15 февраля. Давайте сравним эти три периода.

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы подведем итоги наблюдений за зиму, выделим отличительные признаки данного сезона.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1.Повторение основных зимних изменений в природе и их причин.

• Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла.

• Небо бледно-голубое или серое.

• Осадки в виде снега. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)

• Промерзла почва. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)

• Короткие дни и длинные ночи. (Солнце стоит низко над горизонтом, светит меньше по времени.)

• Замерзают водоемы. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)

• Почва покрыта снегом (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)

• Деревья и кустарники погрузились в глубокий сон. Ветки и стволы деревьев и кустарников голые, серо-коричневые. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С.)

• Насекомые в спячке. (Солнце стоит низко над горизонтом, дает мало тепла, температура воздуха ниже 0 °С, нет пищи.)

• Мало птиц. Перелетные птицы улетели в теплые края. (Температура воздуха ниже 0 °С, нет корма, насекомые в спячке.)

V. Первичное закрепление.

1.Обобщение результатов наблюдений детей за неживой природой.

– Какого цвета небо, выпадают ли осадки? (Небо бледно-голубое или серое, часто идет снег.)

– Как изменяется высота солнца на небосклоне? (В декабре солнце ниже, чем в ноябре; в январе выше, чем в декабре; в феврале выше, чем в январе.)

– Как изменяется продолжительность дня? (До 22 декабря дни становятся короче, а с 23 декабря – длиннее.)

– Что происходит зимой с растениями?

– Каким бывает снег после сильного мороза? (Рыхлым и скрипучим.)

– А каким после оттепели? (Влажным и липким.)

2.Обобщение результатов наблюдений детей за растениями зимой.

(Зимой травы увядают, оставляя на почве свои семена. Деревья и кустарники погрузились в глубокий сон. Ветки и стволы деревьев голые, серо-коричневые.)

3.Обобщение результатов наблюдений детей за жизнью животных зимой.

– Каких птиц ты видел зимой? (Синицы, дятлы, воробьи, красногрудые снегири, поползни, чечетки, лазоревки и гаечки.)

– Что делали птицы? (Занимались поиском пищи.)

– Каких зверей ты видел зимой?

4.Обобщение результатов наблюдений детей за животными и сезонным трудом людей.

– Какие виды сезонных работ можно наблюдать зимой? (Ремонт сельскохозяйственных машин, снегозадержание, очищение улиц и дорог от снега, обрезка деревьев и кустарников, подготовка к посеву.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

– Назовите причины соответствующих признаков зимы. Заполните таблицу.

 

Признаки зимы

Их причины

1

Стало холодно

 

2

Постоянный снеговой покров

 

3

Замерзание почвы и водоемов

 

4

Дни короткие, ночи длинные

 

5

Стало мало птиц, исчезли насекомые

 

6

Растения спят

 

7

Некоторые животные меняют окраску

 


– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа):

 

Признаки зимы

Их причины

1

Стало холодно

Низкая температура воздуха, мало солнечного тепла

2

Постоянный снеговой покров

Низкая температура воздуха

3

Замерзание почвы и водоемов

Низкая температура воздуха

4

Дни короткие, ночи длинные

Солнце светит меньше по времени

5

Птицы улетели, исчезли насекомые

Нет пищи, холодно, насекомые в спячке

6

Растения спят

Мало солнечного тепла, низкая температура

7

Некоторые животные меняют окраску

Маскировка

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

– Послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима». И назовите признаки зимы, о которых говорится в стихотворении.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы

И зима настала.

Труженик-крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

И избу соломой

Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер

Не проник сквозь щели,

Не надули б снега

Вьюги и метели.

Он теперь покоен –

Все кругом укрыто,

И ему не страшен

Злой мороз, сердитый.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: найти стихи, пословицы, поговорки, рассказывающие о признаках зимы.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru