Педагогические цели: способствовать формированию представлений о горных породах и минералах, и их значении в жизни человека; создать условия для тренировки наблюдательности, развития внимания, воображения, памяти, творческих и коммуникативных способностей младших школьников.
Планируемые результаты образования:
Предметные: рассказывают о значении камня в жизни человека; понимают значение науки и труда в жизни общества, значение искусства как способа познания мира.
Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности; положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: намечают план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; развивают и тренируют свою наблюдательность; ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при проведении наблюдений и опытов.
Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в таблице; пользуются справочником, помещенным в учебнике; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; соблюдают в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять); сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Образовательные ресурсы: материалы сайта «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»; презентация «Горные породы и минералы».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
– Сегодня мне никак не обойтись без вашей помощи. Поднимите руку, кто готов мне помочь.
– Я рада, не будем терять времени, начнем наш урок.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Ребята, что вы можете мне рассказать о камнях?
– Какие камни вам известны?
– Можете ли вы назвать камни, лежащие на ваших столах?
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о горных породах и минералах. Кто из вас видел горы? (Фотография на доске с изображением структуры горных пород или презентация «Горные породы и минералы»)
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Расширение кругозора и эрудиции учащихся.
Просмотр презентации «Роль камня в жизни древнего человека».
Зачем камень необходим человеку?
Камень всегда был необходимым предметом в жизни человека. Много тысяч лет назад первобытные люди использовали камень как орудие труда. Они охотились на зверей при помощи копий, к которым привязывали наконечники из заостренных камней. При помощи каменных ножей расчленяли на части туши убитых животных. Камнем можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи. А блестящими цветными камнями человек издавна любил украшать себя и свою одежду.
Но не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому люди искали, отбирали нужные им камни, запоминали их внешние признаки, свойства и давали им названия. Изо дня в день, из года в год, из века в век собирал человек информацию о камнях, об их происхождении, свойствах и способах их использования и передавал ее своим потомкам. В настоящее время собрана большая коллекция камней. Камней в природе очень много. Некоторые из них легко узнать по внешнему виду, например, каменный уголь или янтарь. Но многие из них трудно распознать даже специалистам – геологам, поэтому они собирают камни, записывают, где они найдены, и привозят в научные лаборатории. Там их изучают специальными методами, определяя их принадлежность к тому или иному виду камня. Изучением камней занимается наука геология.
2. Развитие творческого самовыражения, сообразительности. Ознакомление с коллекцией камней. (Коллекция камней, презентация «Горные породы и минералы» или ресурс единой коллекции ЦОР.)
– Рассмотрите образцы камней, прочитайте их описание (по материалам сайта «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»).
2.1.Просмотр презентации «В мире камня».
Вспомогательный материал
Кремень.
Кремень – одна из многочисленных разновидностей пород, состоящих почти на сто процентов из кремнезема, окрашенная минеральными солями в разные оттенки бурого и черного цвета. Форма кремней очень разнообразна: это округлые, пальцевидные, пластинчатые и другой формы камни, часто имеющие наросты, отверстия и пустоты, заполненные мелкими кристалликами кварца. Кремень и кремний – совсем не одно и то же. Цвет кремния от серого, желто-серого до черного, много пестрых образцов. Кремень отлично полируется, обладает большой твердостью, почему из него изготовляют ступки, крупные пластины для облицовки. Красивый рисунчатый кремень используют как ювелирный камень. Сегодня кремень находит применение в производстве керамики, абразивов и строительных материалов. Раскалывается кремень на обломки с острорежущими краями. Из-за этой вязкости кремневые глыбы не разлетаются при ударе на мелкие осколки, а расщепляются на довольно тонкие, обычно слегка изогнутые пластинки с острым режущим краем. Сколько времени знакомы люди с кремнем? Столько, сколько они живут на свете. Обработанные кремневые орудия – главное преимущество древнего человека перед его животными собратьями. В древние времена благодаря своим свойствам кремень верно служил нашим предкам для изготовления наконечников стрел, инструментов и орудий труда, а потом был заменен металлом. Кремень высекает искры, отсюда и название минерала (от лат. cremare – сжигать). В каменном веке кремень служил основным материалом для изготовления режущих инструментов и наконечников оружия. Первые рубила, молотки, топоры, наконечники копий – из кремня. По свидетельству историков, возраст самых древних обработанных орудий из кремня чуть меньше, чем возраст найденных останков самого древнего человека.
Яшма.
Яшма – это непрозрачный скрытокристаллический агрегат кварца с большим количеством примесей, окрашенных в разнообразные цвета. Очень прочный и твердый поделочный минерал. Хорошо полируется. Окраска яшмы может быть красной, синей, зеленой, фиолетовой, белой и даже черной. Бывают яшмы одноцветные, но чаще всего они пятнистые или с разноцветными полосами (пестрая, ленточная, полосатая, крапчатая и т. п.). По благотворному воздействию на владельца яшма стоит в одном ряду с сердоликом и горным хрусталем.
Гранит.
Гранит – кислая магматическая горная порода. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре. Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. Однако стоит помнить, что такое помещение будет иметь несколько более высокий радиационный фон, в связи с чем не рекомендуется облицовывать некоторыми видами гранита жилые помещения. В интерьере гранит применяется для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн, украшения лестничных маршей балясинами, создания вазонов, облицовки каминов и фонтанов. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.
2.4. Просмотр презентации «В мире камня. Каменный уголь».
Уголь – вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Каменный уголь – осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов, а также первых голосеменных растений). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300–350 миллионов лет тому назад. Ископаемые угли отличаются друг от друга соотношением слагающих их компонентов, что определяет их теплоту сгорания. Способы добычи угля зависят от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при всем большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Мел.
Мел – осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде. Мел – необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешевого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов. Мел не применяют в лакокрасочной промышленности по причине характерной структуры его частиц, но применяют в резиновой, бумажной, сахарной промышленности – для очистки свекловичного сока, производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек. Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах). При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.
Каменная соль.
Гали́т – каменная соль, минерал, сырье, из которого изготавливается поваренная соль. Галиты можно найти в пластах осадочных пород среди прочих минералов – продуктов испарения воды – в пересыхающих лиманах, озерах, морях. Осадочный слой имеет толщину до 350 метров и простирается на огромные территории. Например, в Америке и Канаде подземные залежи соли простираются от Аппалачских гор западнее Нью-Йорка через Онтарио до бассейна Мичигана. Месторождения галита – основной источник поваренной соли, которая используется в технике также как сырье для производства различных веществ.
Пемза.
Пемза – пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании кислых и средних лав. Цвет пемзы изменяется от белого и голубоватого до желтого, бурого и черного. Большая пористость пемзы обусловливает хорошие теплоизоляционные свойства, а замкнутость большинства пор – хорошую морозостойкость. Пемза огнестойка, химически инертна. Используется как заполнитель в легких бетонах (пемзобетоне), как добавка к цементам и извести. Применяется для шлифовки металла и дерева, полировки каменных изделий. Также используется для гигиенического удаления огрубевшей кожи стоп.
Янтарь.
Янтарь – ископаемая смола. Используется для изготовления ювелирных изделий, лекарств. С незапамятных времен люди наделяли ископаемую смолу, возраст которой исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило очень дорого, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. В те времена, когда стекло еще не умели делать достаточно прозрачным, из шлифованного янтаря изготавливали очки и лупы. Единственное в мире промышленное предприятие по добыче янтаря (открытым способом в карьерах сильной водяной струей размывают янтареносную так называемую «голубую землю») находится в поселке Янтарном Калининградской области России. Залежи янтаря в Калининградской области составляют не менее 90 % от мировых. Встречается янтарь на Сицилии, в Румынии, Мьянме, Канаде, в некоторых местах Атлантического побережья США, Доминиканской Республике, на Украине (Ровненская область), в незначительном количестве на побережье прибалтийских стран. Янтарь издревле применялся для изготовления всевозможных украшений и предметов быта. Из янтаря делали не только украшения, но и практичные предметы, такие как портсигары, пепельницы, шкатулки, ларцы и даже часы.
Песок и глина.
Природный песок – рыхлая смесь зерен крупностью 0,10–5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твердых горных пород. Широко используется в составе строительных материалов, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, для бетонного производства. При производстве железобетонных изделий, бетона высоких марок прочности, а также при производстве тротуарной плитки, бордюров, колодезных колец используют крупнозернистый песок. Мелкий строительный песок используется для приготовления накрывочных растворов. Также песок является основным компонентом при изготовлении стекла. Он также выступает компонентом асфальтобетонных смесей, которые используются в строительстве и укладке дорог (в том числе и для строительства аэродромов), а также в процессах фильтрования и очистки воды. Кварцевый песок используется для изготовления сварочных материалов специального и общего назначения.
Глина – мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Основным источником глинистых пород служит полевой шпат. Некоторые глины осадочного происхождения образуются в процессе местного накопления минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, выпавшие на дно озер и морей. Глина – это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Глина является основой гончарного, кирпичного производства. В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Глина используется при производстве цемента. Для изготовления цемента сначала добывают известняк и глину из карьеров. Известняк измельчают и тщательно перемешивают с глиной. Правильно составленный шлам, подготовленный в зависимости от избранной технологии (сухой или мокрый метод), вводится во вращающуюся печь и обжигается. Глина используется в медицине, входит в состав некоторых лечебных мазей. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
3.Работа в группах.
– Сейчас мы проведем небольшое исследование и составим свою коллекцию камней. У каждого из вас на столе заготовлена таблица, которую вы будете заполнять во время отчета групп.
Задание группам.
– У вас на столах лежат камни. Найдите описание камня, лежащего на вашем столе, в учебнике и запишите данные, которые вы узнали о нем, в таблицу. Подготовьте сообщение об этом камне для своих одноклассников, опираясь на данные таблицы.
Название |
Цвет |
Прочность |
Применение |
|
|
|
|
Отчет групп.
– Сообщите данные о вашем камне товарищам, помогите им заполнить таблицу.
4.Отличие природных и искусственных «камней».
4.1.Ознакомление с термином «искусственные камни».
– Мы с вами познакомились с коллекцией камней. Все эти камни создала природа. Называются они «природные камни».
– Назовите природные камни, названия которых вы запомнили.
– Но есть камни, которые создал человек. Такие камни называют искусственными.
4.2.Просмотр презентации «В мире камня. Искусственные камни». Беседа по презентации.
Керамика. В узком смысле это слово обозначает глину, прошедшую обжиг. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот беда: посуда из необожженной глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой как камень и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать посуду на костре. Как бы то ни было, но обожженная в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил впоследствии название «керамика». С развитием техники отформованные и высушенные глиняные изделия стали обжигать уже не в кострах, а в специальных печах – горнах. Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. В отличие от дерева, глина не гниет и не горит; не окисляется подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде. Это прежде всего разнообразная посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, литейные формы, грузила для рыболовных сетей, пряслица для веретен, катушки для ниток, бусы, пуговицы и многое другое.
Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Характерна также прозрачность в наиболее тонких частях черепка. Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и из просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже – посуды, такой фарфор называется бисквитным. Фарфор впервые появился в Китае в VI–VII вв. Объясняется это, скорее всего, тем, что составной частью фарфора является каолин – глинистый материал, впервые найденный в местности Китая Каолин. В Европе долгое время не могли разгадать секрет фарфора. Только в конце XVI в. в Италии был получен «мягкий» фарфор (без каолина), и лишь в начале XVIII в. был создан твердый фарфор. В России еще Петр I положил начало длительным поискам секрета фарфора. Над загадкой фарфора работал М. В. Ломоносов, но лишь в 1744 г. Д. И. Виноградову удалось определить состав фарфора и научно обосновать его технологию. Технология подготовки массы обычная для керамики, но для получения фарфора высокого качества массу перед формованием выдерживают в темном сыром помещении. Раньше эта выдержка длилась годами, внедрение вакуумной обработки массы позволило сократить этот срок до двух недель.
Стекло – вещество, материал, известный и используемый с древнейших времен. Существует и в природной форме, в виде минералов, но чаще как продукт стеклоделия – одной из древнейших технологий в материальной культуре. В практике присутствует огромное число модификаций, подразумевающих массу разнообразных утилитарных возможностей, определяющихся составом, структурой, химическими и физическими свойствами.
Кирпич. Классический красный кирпич получают из так называемых красножгущихся сортов глин. Желтый, абрикосовый или белый кирпич получают из беложгущихся глин. Для получения других цветов (синего, зеленого, коричневого и т. д.) сырье добавляют различные пигментные добавки. По способу формирования кирпич бывает полусухого прессования и пластического. Пластический способ формирования – наиболее распространенный в производстве кирпича. При этом способе формирования подготовленную глиняную массу влажностью 18–25 % направляют в приемный бункер ленточного пресса. При помощи шнека масса дополнительно перемешивается, уплотняется и выдавливается через выходное отверстие пресса. Непрерывно выходящий из пресса брус разрезает на отдельные части в соответствии с размерами изготовляемых изделий автоматическое резательное устройство. Из глиняной массы частично удаляется воздух, что повышает ее пластичность и прочность. Кирпич делится на пустотелый (эффективный) и полнотелый. Чем больше пустот (их может быть больше половины), тем кирпич теплее.
Бетон –искусственный каменный строительный материал. Бетон производится путем смешивания цемента, песка, щебня и воды.
V. Первичное закрепление.
– Выполните задания в рабочей тетради 2.
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задания в рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Выполните задания из учебника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание