Педагогические цели: создать условия для формирования представлений о вреде шума для здоровья людей; ознакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума; создать условия для формирования умения работать в группе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; приводят примеры источников звука и объясняют вред шума; рассказывают о значении звука в жизни человека.
Личностные: положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду; ориентируются на соблюдение правил поведения в общественных местах.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения; ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при проведении наблюдений и опытов.
Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в таблицах с помощью условных знаков; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; договариваются и приходят к общему решению, работая в паре; сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Образовательные ресурсы: презентация «Экология звука».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада встрече с вами и надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски. Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу. Теперь мы можем начать урок.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– А сейчас я предлагаю вам одну минутку посидеть в полной тишине.
– Какие звуки вы услышали? Откуда взялись эти звуки?
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы с вами попробуем себя в роли ученых. Изучать мы будем звук. Наша задача – узнать, что такое звук, понять, откуда он берется и всегда ли звук, который мы слышим, одинаковый.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Формирование первых представлений о причине возникновения звука.
– Что такое звук и откуда он появляется? (Просмотр презентации «Экология звука»).
– С точки зрения физики, звук – это колебания в какой-либо упругой среде: воздухе, воде, земной коре. Издают звук вибрирующие тела: струны, камертоны, голосовые связки и т. д. Это источники звука.
Если тело колеблется, оно своим движением то сжимает, то разрежает воздух, тем самым повышая или понижая его давление. Слои повышенного и пониженного давления разбегаются во все стороны от колеблющегося тела и образуют звуковую волну.
Физическая величина, определяемая числом колебаний, называется частотой звуковой волны. Измеряется частота в герцах. 1 Гц – частота, при которой за одну секунду происходит одно колебание.
Звуковые колебания малой частоты ощущаются как низкие, басистые тоны, а большой частоты – как высокие, тонкие. Писк комара – это звук с частотой около 10 000 Гц. Мычание быка – звук с частотой 30 Гц.
2. Проектная деятельность «Сравнение звучания различных предметов».
– На ваших столах лежат карточки с вопросами. Ответы на вопрос и будете заносить в таблицу, которая лежит у вас на столе. Алгоритм проведения исследования также находится на вашем столе. Командир читает вопрос, затем каждый участник исследования, начиная с командира, проводит опыт и высказывает свое мнение командиру, который вносит ответ в таблицу. Когда все задание будет выполнено, вы сделаете вывод – выберете тот ответ, который указало большинство человек. Затем ваша группа выходит к доске, один человек показывает опыт, который вы проводили, а командир сообщает выводы, которые сделали. Не забывайте о правилах работы в группе.
Проведение исследования
1-я группа. Опыт 1.
№ п/п |
Вопрос: Какая линейка звучит громче? |
||
|
деревянная |
металлическая |
пластмассовая |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
Вывод: Деревянная линейка звучит громче.
2-я группа. Опыт 2.
№ п/п |
Вопрос: Какой звук громче? |
|
|
Звук от резинового кольца, надетого |
Звук от резинового кольца, надетого |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
Вывод: Звук от резинового кольца, надетого на перевернутый стакан и приложенный дном
к уху, громче.
3-я группа. Опыт 3.
№ п/п |
Вопрос: Какой звук громче? |
||
|
Звук от удара по металлической ложке карандашом |
Звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке |
Звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, если поднести эту нитку с ложкой к уху |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
Вывод: Звук от удара по ложке, привязанной к нитке, если поднести эту нитку с ложкой к уху, громче.
Отчет групп. Обсуждение полученных результатов.
– Как звучат разные предметы? (Разные предметы звучат по-разному.)
– Разница в звучании зависит от количества колебаний предмета в секунду. Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый им звук.
– Какой звук громче: звук от резинового кольца, надетого на стакан, стоящий дном на столе, или звук от резинового кольца, надетого на перевернутый стакан и приложенный дном к уху? (Звук от резинового кольца, надетого на стакан, будет не очень громким, но если перевернуть стакан и приложить дном к уху, то звук усиливается и становится мелодичнее.)
– Колеблющаяся резинка приводит в колебательное движение не только частицы воздуха, но и стенки стакана. Когда звук слышен громче? (Когда он попадает в ухо прямо от стенок стакана.)
– Какой звук громче: звук от удара по металлической ложке карандашом, звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, или же звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, если поднести эту нитку с ложкой к уху? (Если ударить по металлической ложке карандашом, мы получим не очень громкий звук, но если привязать к ложке нитку, то звук усиливается и становится мелодичным, похожим на звук колокольчика. Если поднести нитку с ложкой к уху, то звук становится еще громче.)
– Колебания от ложки передаются нитке, которая колеблется быстрее, поэтому звук меняется. Чем дальше от нас источник звука, тем слабее мы его слышим. Вот почему, когда мы подносим ложку к уху, она звучит громче.
V. Первичное закрепление.
Выполнение задания.
– Приведите примеры источников звука и охарактеризуйте их как приятные или неприятные для вас.
Выполнение задания. Творческая работа в парах.
Выполнение задания.
– Что такое эхо?
– Эхо возникает, когда звуковые волны встречают на своем пути препятствие, например, твердую поверхность скалы. Если крикнуть на открытом пространстве, то эха не будет слышно, но если крикнуть в горах, то возникнет эхо. Звук нашего голоса отразится от твердой поверхности и вернется к нам.
– Проведите опыт с пустым ведром, предложенный в учебнике.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
Составление алгоритма изготовления веревочного телефона.
– Прочитайте в учебнике, как сделать веревочный телефон.
– Составьте алгоритм изготовления веревочного телефона.
– Веревочку нужно укрепить очень крепко, иначе при игре она будет выскакивать.
– Какой вывод о работе веревочного телефона вы прочли в учебнике?
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение заданий.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание