Педагогические цели: способствовать ознакомлению с различными источниками световой энергии и пониманию того, как образуются тени от предметов; содействовать в развитии умения работать со схемами; создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: самостоятельно проводят наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксируют результаты; рассказывают о красоте окружающего мира.
Личностные: проявляют устойчивый интерес к изучению природы; умеют оценивать трудность предлагаемого задания; имеют адекватную самооценку.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществляют пошаговый контроль; осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Познавательные: осуществляют анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; обобщают результаты наблюдений за неживой природой, делают выводы.
Коммуникативные: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают свое решение; высказывают свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций; соблюдают в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
Образовательные ресурсы: презентации «Источники света»1; «Световые явления»2.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
– Доброе утро! Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу.
– Вы готовы продолжить знакомство с волшебством света?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Приведите примеры световой энергии.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы сможем объяснить причину образования тени от предметов.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Демонстрация прохождения света через прозрачные (стекло) и непрозрачные (книга) предметы.
2. Ознакомление с результатом отражения света от непрозрачных предметов, возникновением тени.
– Встречая на своем пути непрозрачные предметы, лучи света отражаются от поверхности такого предмета, а позади предмета возникает тень.
– Кто из вас видел тень от какого-нибудь предмета?
– Когда можно увидеть тень от предметов?
– Когда тени от предметов короче: когда солнце стоит высоко в небе или низко?
– Когда тени резче: когда солнце светит ярко или просвечивает сквозь облака?
– Когда тени от предметов больше: когда предметы расположены ближе к источнику света или дальше от него?
– Таким образом, можно сделать вывод: чем ближе предмет к источнику света, тем больше и бледнее тень, чем дальше предмет от источника света, тем отчетливее видна тень. Чем выше источник света, тем короче тень от предмета, чем ниже источник света, тем длиннее и бледнее тень от предмета.
– Наблюдая за солнцем, можно убедиться, что самые короткие тени от предметов бывают в 12 часов дня (полдень), самые длинные – при восходе или закате.
V. Первичное закрепление.
Проведение опыта.
– Используя источник света (лампу, фонарик), мы сейчас понаблюдаем, как возникает тень.
– Что вы замечаете, когда мы подносим предметы ближе к источнику света?
– А когда отдаляем от него?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание в рабочей тетради 2.
– Ваня держит в руках предмет, который не пропускает свет. Что держит в руках Ваня? Подчеркни правильный ответ.
– Давайте проверим правильность выполнения задания.
– Указаны два предмета, которые могут быть непрозрачными. (Книга и стакан.)
– Однако стакан может быть и прозрачным. Поэтому точным будет ответ: «Сведений о предмете недостаточно, чтобы ответить правильно».
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Стимулирование воображения и творческой инициативы учащихся.
Игра в театр теней.
2. Работа в тетради на печатной основе.
– Выполните задание в рабочей тетради 2.
– Исправьте ошибки, допущенные художником.
– Обратите внимание, в какую сторону на рисунке падают тени дерева и дома, детей.
– Есть ли тень у собаки?
– Может ли так быть?
– Нарисуйте тень собаки.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание