Педагогические цели: способствовать ознакомлению с различными источниками световой энергии и пониманию того, как образуются тени от предметов; содействовать в развитии умения работать со схемами; создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: рассказывают о значении света в жизни человека; приводят примеры источников энергии.
Личностные: внимательно относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы; эстетически (внимательно и вдумчиво) относятся к явлениям природы на основе наблюдений за природой.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу под руководством учителя; проводят наблюдения и опыты по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания;
Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; осуществляют описание объектов природы.
Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывать свою точку зрения; высказывают свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций; сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий.
Образовательные ресурсы: презентации «Источники света»; «Световые явления».
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Доброе утро, мои дорогие ученики!
– Желаю вам сегодняшний урок провести дружно и весело, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от этой красоты, что окружает нас (появляются изображения световых явлений).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Скажите, примеры какой энергии вы видите? (По презентации «Световые явления» или картинкам с изображением световых явлений: радуги, северного сияния, заката, восхода и т. д.)
– Всё это примеры световой энергии. Посмотрите, как красива и удивительна наша природа.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы поговорим о красоте окружающего мира, ознакомимся с примерами природных и искусственных источников света, узнаем, что такое прозрачные и непрозрачные предметы и чем они отличаются друг от друга.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Введение понятия «свет».
– В толковом словаре говорится, что свет – лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.
Луч света – это воображаемая линия. Иногда под лучом света понимают тонкий пучок света. Наблюдая за такими пучками света в лесу, можно сделать вывод, что свет распространяется прямолинейно.
2. Ознакомление с различными источниками световой энергии.
Просмотр презентации «Источники света» или работа с рисунком-схемой из учебника.
– Главным источником света (так же, как и тепла) является Солнце. Как вы помните, значение солнечного света для жизни растений очень велико.
3. Ознакомление с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные (предметы)».
– Лучи света движутся по прямой линии от Солнца, встречая на своем пути прозрачные предметы, они свободно проходят сквозь них. А вот через непрозрачный предмет лучи солнца пройти не могут.
V. Первичное закрепление.
Работа в тетради на печатной основе.
– Выполните задание в рабочей тетради 2.
– Назовите все прозрачные предметы, отмеченные знаком «+».
– Назовите все непрозрачные предметы, отмеченные знаком «–».
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание в рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Какими источниками света могли пользоваться древние люди?
– Назовите источники света, которые созданы природой.
– Какие источники света созданы человеком?
– Приведите примеры прозрачных и непрозрачных предметов.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание