Педагогические цели: создать условия для формирования первых представлений о разнообразных источниках энергии и значении энергии в нашей жизни; способствовать формированию правил безопасного поведения в быту, развитию умения работать со схемами, наблюдательности и внимательности; содействовать формированию умения работать в группе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: объясняют значение энергии для жизни; приводят примеры источников энергии; правильно обращаются с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т. п.).
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществляют пошаговый и итоговый контроль; осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; осуществляют сравнение, классификацию объектов; делают выводы.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
– Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня получить пятерку. Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.
– Я очень рада. Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи. Теперь, я думаю, вы готовы начать урок.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– На прошлом уроке мы говорили об источниках энергии и выяснили, что при сгорании топлива выделяется тепловая энергия, которую люди использовали для обогрева. Люди для обогрева долгое время использовали костер. Чем в настоящее время обогревает свое жилище человек?
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как в наш дом пришли батареи, почему человек перестал обогревать жилище с помощью костра. Мы выясним, какой вид топлива лучше для обогрева жилища и почему.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
– Прочитайте текст.
– Рассмотрите рисунок. Как называются предметы, изображенные на нем? Для чего они нужны?
– Какое топливо использовали в печах?
– Почему не понравилось человеку такое топливо, как дрова? Найдите ответ на вопрос в тексте. Прочитайте текст.
– Чем отличалось новое отопление от кирпичных печей?
– Как оно называлось?
– Какое топливо использовал человек для нагрева водяных «печей»?
V. Первичное закрепление.
– Распределите предметы, изображенные, в порядке изобретения человеком.
– Почему использование печи было выгоднее, чем использование костра и очага?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Допишите предложения и проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
От костра много копоти и ____________ (дыма). А вместе с дымом приходилось через дверь выпускать ___________ (тепло).
Жарко горит, греет, варит, да еще и хлебы печет огонь в ___________________ (печи).
Надоело человеку _______________ (уголь) в топки костров бросать, и подвел он к топкам костров ________________ (газ).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Ответьте на вопросы.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: нарисовать рисунок по теме.