Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Педагогические цели: создать условия для формирования представлений о разнообразных источниках энергии и значении энергии в нашей жизни; способствовать формированию правил безопасного поведения в быту; развитию умения работать со схемами, наблюдательности и внимательности; содействовать формированию умения работать в группе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: объясняют значение энергии для жизни; приводят примеры источников энергии; правильно обращаются с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т. п.).

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем; учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; осуществляют сравнение, классификацию объектов; делают выводы.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Образовательные ресурсы: фильм «Солнце и жизнь на Земле».

 

Сценарий урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

                           Всем, всем добрый день!

                           Прочь с дороги, наша лень!

                           Не мешай трудиться,

                           Не мешай учиться!

                           На уроке будь старательным,

                           Будь спокойным и внимательным.

                           Все пиши, не отставая,

                           Слушай, не перебивая.

                           Говорите четко, внятно,

                           Чтобы было все понятно.

                           Если друг стал отвечать,

                           Не спеши перебивать.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Кто может объяснить, что такое энергия? Где и когда мы встречаемся с этим понятием? Какое значение имеет энергия для жизни на Земле? Какой бывает энергия?

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы сможем получить ответ на эти вопросы.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Введение понятия «энергия».

– Прочитайте в учебнике, что же такое энергия.

2. Знакомство с разнообразием источников энергии.

– Рассмотрите схему «Источники энергии» (учебник) и прочитайте подписи к ней.

3. Ознакомление с солнцем как основным источником энергии на Земле.

Солнце – основной источник энергии на Земле. За счет его энергии существует все живое на Земле.

Откуда берется тепло на свете? Тепло от Солнца. Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, – ничего не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами: станет светить, отогреется все на свете и начнет шевелиться. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.

Встанут медведи, кроты, очнутся мухи, пчелы, выведутся комары, выведутся рыбы из яичек на тепло. Кто все это сделал? Солнце.

Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди, соберут корм и топливо на зиму; построят себе люди дома, построят железные дороги, города. Кто все это приготовил? Солнце.

Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев, деревья вырастило Солнце.

Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.

Ест человек хлеб, картофель. Кто вырастил? Солнце. Ест человек мясо. Кто выкормил животных? Травы. А травы вырастило Солнце.

Человек строит каменный дом из кирпича и известки. Кирпичи и известка обожжены дровами. Дрова заготовило Солнце.

Всё, что людям нужно, что идет прямо на пользу, – всё это заготовляется Солнцем, и во всё идет много солнечного тепла. Потому и нужен всем хлеб, что его растило Солнце и в нем много солнечного тепла. Хлеб греет того, кто его ест.

Потому и нужны дрова и бревна, что в них много тепла. Кто закупит дрова на зиму, тот закупит солнечного тепла, и зимой, когда захочет, то и зажжет дрова и выпустит тепло солнечное себе в горницу.

А когда есть тепло, то есть и движенье. Какое ни есть движенье – всё от тепла, – либо прямо от солнечного тепла, либо от тепла того, которое заготовило Солнце в угле, дровах, в хлебе и траве.

Лошади, быки возят, люди работают, – что их двигает? Тепло. А откуда они взяли тепло? Из корма. А корм заготовило Солнце. (По Л. Н. Толстому, рассказ «Солнце – тепло».)

– Посмотрите фильм «Солнце и жизнь на Земле», рассказывающий о значении солнечной энергии для всего живого на Земле.

4. Ознакомление с разнообразными источниками энергии.

Много энергии можно получить, используя различные виды топлива. Рассмотрите рисунок в учебнике. Расскажите, как используют различное топливо.

Ученые различают несколько видов энергии: механическую, тепловую, световую, электрическую, звуковую, химическую и атомную.

Механический вид энергии связан с перемещением тел в пространстве или с изменением их формы. Это энергия, которую затрачивает, например, человек, работая лопатой, или лошадь, перевозя грузы.

Тепловая энергия – это энергия движущихся мельчайших частиц. Температура тела зависит от скорости движения этих частиц.

Звуковую энергию создают вибрирующие тела (источники звука), пока они колеблются, энергия непрерывно передается от них в окружающий воздух. Чем дальше распространяется звуковая волна, тем слабее она становится.

Со световой энергией мы встречаемся, когда видим свет солнца, электрической лампочки, горящей свечи, костра. Свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом.

Атомная энергия возникает при распаде ядра атома.

Химическая энергия проявляется там, где одни вещества превращаются в другие. Химическая энергия нередко превращается в световую или тепловую, например, при горении.

Энергию нельзя ни создать, ни уничтожить. Она лишь может переходить из одного вида в другой.

V. Первичное закрепление.

– Рассмотрите рисунок-схему в учебнике.

– Расскажите, что вы запомнили о значении солнечной энергии в природе и жизни человека, просмотрев фильм.

– Какой мы можем сделать вывод? (Энергия солнца способствует росту травы. Корова поедает траву, в ее вымени образуется молоко. Дети пьют молоко и получают энергию для игры в мяч.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

– Выполните задания 5 и 6 в рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения по образцу (слайд или картинка с верно выполненным заданием).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Знакомство с правилами безопасного обращения с электроприборами, газовой плитой.

– Выполните задание из учебника.

– Как человек использует электрическую энергию?

– Прочитайте задание из учебника.

– Почему нельзя оставлять открытым кран незажженной горелки газовой плиты?

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru