Педагогические цели: создать условия для формирования представления о телах и их разнообразии, развития наблюдательности и внимательности, умения работать со схемами; содействовать формированию умения работать в группе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: различают естественные и искусственные тела; приводят примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем; учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; осуществляют сравнение, классификацию объектов; делают выводы.
Коммуникативные: умеют строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Образовательные ресурсы: презентация (картинки с изображением капли воды, кувшина, стакана).
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
– Здравствуйте, ребята. Устраивайтесь поудобнее. Наведите порядок на своих столах, чтобы вам ничего не мешало работать. Сегодня на уроке мы с вами побываем в роли ученых, и, как самые настоящие ученые, откроем для себя очень много нового и интересного.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Кто из вас знает, что такое тело? Приведите примеры. А можно ли назвать телом машину, белку, рыбу, куклу?
III. Постановка учебной задачи.
– Возникли разные варианты ответов. Почему?
– Сегодня на уроке мы узнаем, что же такое «тела», какими они бывают и что мы можем называть словом «тела».
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Формирование представления о телах и их разнообразии.
– При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (Книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств.)
– Когда мы изучаем окружающий мир, то исследуем много объектов и предметов. Все они разные. А что значит «разные»? (Они отличаются по форме, цвету, расположению, материалу и т. д.)
2. Игра.
– Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода. (Ручей, море, дождь, река, вода из крана.)
– Капля воды. (Описывают каплю.)
Слайд 1 (или картинка) с изображением капли воды.
– Глина. (Кирпич, кувшин, игрушка.)
– Глиняный кувшин. (Описывают предмет.)
Слайд 2 (или картинка) с изображением кувшина.
– Стекло. (Окно, дверь со стеклом.)
– Стеклянный стакан. (Описывают предмет.)
Слайд 3 (или картинка) с изображением стакана.
– Когда вы точно представляли предмет и его очертания: когда я говорила «стекло», «глина», «вода» или «стакан», «кувшин», «капля воды»? (О капле, кувшине, стакане.)
Слайд 4 (или картинка) с изображением трех предметов вместе.
– Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.
3. Различие живых и неживых тел природы и изделий.
– На какие две группы вы можете разделить тела, изображенные на рисунке?
– Прочитайте, что пишут об этом ученые, в учебнике.
– Рассмотрите тела, изображенные на рисунках. Как их называют ученые?
– Какой вывод мы можем сделать?
V. Первичное закрепление.
– Как вы поняли, что ученые называют телами?
– Все предметы, которые нас окружают называют словом «тела».
– Посмотрите на рисунок на стр. 6. Назовите тела, изображенные на рисунке.
– Назовите тела, которые есть в нашем классе.
– Назовите тела, которые есть у вас дома.
– Назовите тела, которые есть на улице.
– Назовите известные вам изделия.
– Выполните задание из учебника, ответы на вопросы запишите в тетради (задание 2).
– Какой результат у вас получился?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание из вашей тетради. Проверьте, правильно ли вы справились с заданием, по образцу (слайд или картинка с правильным вариантом выполненного задания).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Какое открытие вы сегодня сделали?
– Приведите примеры живых и неживых тел природы и изделий.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
УРОК 2 Педагогические цели: способствовать формированию представления о телах и веществах, их разнообразии, умения работать со схемами; создать условия для развития наблюдательности и внимательности, умения работать в группе. Планируемые результаты образования: Предметные: различают естественные и искусственные тела и вещества; приводят примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; приводят примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном). Личностные: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: различают методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт); сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставляют их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия; классифицируют объекты. Коммуникативные: умеют работать в группе; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению. Образовательные ресурсы: учебный видеофильм «Вода в природе» из раздела «Планета земля»; материалы сайта «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов». Сценарий урока I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент). Прозвенел звонок веселый. Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. – Что может нам пригодиться для успешной работы? (Внимание, терпение, дисциплина, желание узнать много нового.) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На столе лежат предметы из резины, дерева и пластмассы: резиновые перчатки, резиновый мяч, карандаш, спички, пластмассовый стакан и пластмассовая рамка для фотографии. – Перед вами лежат различные тела. Что их объединяет? (Это изделия.) – Разделите их на три группы. – У вас получились разные варианты ответов. Какой же из них правильный? Ответить на мой вопрос вы сможете, изучив тему сегодняшнего урока. III. Постановка учебной задачи. – Сегодня на уроке мы узнаем о сходствах и различиях тел природы и изделий. Мы познакомимся с понятием «вещество», узнаем, в чем отличие тел и веществ. IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения). 1. Ознакомление с понятием «вещество». – Рассмотрите рисунки на с. 8 учебника. – Что вы видите на первом рисунке? (Капля воды, лужа.) – И капля воды, и лужа состоят из воды. – Что вы видите на втором рисунке? (Сахар в ложке и кусочек сахара.) – И сахар-песок, и кусочек сахара состоят из сахара. Вода и сахар – это вещества. – Найдите в учебнике на с. 8 ответ на вопрос, что же такое вещество. – Вода – вещество, капля воды – тело природы. Сахар – вещество, кусочек сахара – изделие. – В чем отличие тела и вещества? Найдите ответ на вопрос в учебнике. (Тело имеет форму, а вещество нет.) 2. Работа в группах. – Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются? 1-я группа: две воронки – стеклянная и пластмассовая. – Отличаются цветом, а также материалом: одна сделана из стекла, другая из пластмассы. Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ. 2-я группа: стеклянные воронка и стакан. Вывод: Тела разные, изготовлены из одного и того же вещества. 3-я группа (задание дано на карточке): найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества. – Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева. Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества. 4-я группа: ложки – железная и деревянная, резиновый мяч. – Из каких веществ они изготовлены? Вывод: Тела могут состоять из разных веществ. 3. Ознакомление с тремя состояниями веществ. – Посмотрите на экран монитора (или на доску). Открывается слайд № 1; на столах у каждой группы лежат карточки со словами «стекло», «камень», «вода», «дым», «пар», «молоко». – Распределите слова на 3 группы. – Как вы распределили слова? Открывается слайд № 2 с верным вариантом ответа или запись на доске. Стекло Вода Дым Камень Молоко Пар – По какому признаку вы так распределили слова? (Жидкие, твердые, газообразные вещества.) Вывод: Вещества могут быть в твердом, жидком или газообразном состояниях. (Слайд № 3 – схема трех состояний веществ.) – Некоторые вещества могут быть во всех трех состояниях. 4. Опыт (или просмотр учебного видеофильма «Вода в природе» из раздела «Планета Земля»). – Из какого вещества состоит кусочек льда? (Из воды.) – В каком состоянии находится? (В твердом.) – Посмотрите на кусочек льда. Сейчас мы его нагреем. Что происходит? (Лед превратился в воду.) Вывод: При нагревании из твердого состояния лед перешел в жидкое – превратился в воду. – В каком состоянии находится вещество вода? (В жидком.) – Продолжим нагревать воду, что заметили? (Превратилась в пар.) Вывод: При кипении вода превращается в пар. – В каком состоянии теперь находится это вещество? (Газообразное.) – Что произошло с паром после остывания? (Он опять превратился в воду.) Вывод: При охлаждении пар превращается в воду. V. Первичное закрепление. – Выполните в тетради задание. – Распределите в две колонки названия тел и веществ (по материалам сайта «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»). VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону). – Продолжите предложения. При нагревании лед превращается в… (воду). При кипении вода превращается в … (пар). При охлаждении пар превращается в … (воду). – Правильность выполнения задания проверьте по образцу. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. – Чем отличаются тела и вещества? – Как они связаны между собой? – Какие три состояния вещества вам знакомы? VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). – Какую задачу ставили на уроке? – Удалось решить поставленную задачу? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Где можно применить новые знания? – Что на уроке у вас хорошо получилось? – Над чем еще надо поработать?