Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Педагогические цели: создать условия для формирования представления о телах и их разнообразии, развития наблюдательности и внимательности, умения работать со схемами; содействовать формированию умения работать в группе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: различают естественные и искусственные тела; приводят примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем; учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; осуществляют сравнение, классификацию объектов; делают выводы.

Коммуникативные: умеют строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Образовательные ресурсы: презентация (картинки с изображением капли воды, кувшина, стакана).

 

Сценарий урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

– Здравствуйте, ребята. Устраивайтесь поудобнее. Наведите порядок на своих столах, чтобы вам ничего не мешало работать. Сегодня на уроке мы с вами побываем в роли ученых, и, как самые настоящие ученые, откроем для себя очень много нового и интересного.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Кто из вас знает, что такое тело? Приведите примеры. А можно ли назвать телом машину, белку, рыбу, куклу?

III. Постановка учебной задачи.

– Возникли разные варианты ответов. Почему?

– Сегодня на уроке мы узнаем, что же такое «тела», какими они бывают и что мы можем называть словом «тела».

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Формирование представления о телах и их разнообразии.

– При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (Книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств.)

– Когда мы изучаем окружающий мир, то исследуем много объектов и предметов. Все они разные. А что значит «разные»? (Они отличаются по форме, цвету, расположению, материалу и т. д.)

2. Игра.

– Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода. (Ручей, море, дождь, река, вода из крана.)

– Капля воды. (Описывают каплю.)

Слайд 1 (или картинка) с изображением капли воды.

– Глина. (Кирпич, кувшин, игрушка.)

– Глиняный кувшин. (Описывают предмет.)

Слайд 2 (или картинка) с изображением кувшина.

– Стекло. (Окно, дверь со стеклом.)

– Стеклянный стакан. (Описывают предмет.)

Слайд 3 (или картинка) с изображением стакана.

– Когда вы точно представляли предмет и его очертания: когда я говорила «стекло», «глина», «вода» или «стакан», «кувшин», «капля воды»? (О капле, кувшине, стакане.)

Слайд 4 (или картинка) с изображением трех предметов вместе.

– Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.

3. Различие живых и неживых тел природы и изделий.

– На какие две группы вы можете разделить тела, изображенные на рисунке?

– Прочитайте, что пишут об этом ученые, в учебнике.

– Рассмотрите тела, изображенные на рисунках. Как их называют ученые?

– Какой вывод мы можем сделать?

V. Первичное закрепление.

– Как вы поняли, что ученые называют телами?

– Все предметы, которые нас окружают называют словом «тела».

– Посмотрите на рисунок на стр. 6. Назовите тела, изображенные на рисунке.

– Назовите тела, которые есть в нашем классе.

– Назовите тела, которые есть у вас дома.

– Назовите тела, которые есть на улице.

– Назовите известные вам изделия.

– Выполните задание из учебника, ответы на вопросы запишите в тетради (задание 2).

– Какой результат у вас получился?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

– Выполните задание из вашей тетради. Проверьте, правильно ли вы справились с заданием, по образцу (слайд или картинка с правильным вариантом выполненного задания).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

– Какое открытие вы сегодня сделали?

– Приведите примеры живых и неживых тел природы и изделий.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?



УРОК 2

Педагогические цели: способствовать формированию представления о телах и веществах, их разнообразии, умения работать со схемами; создать условия для развития наблюдательности и внимательности, умения работать в группе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: различают естественные и искусственные тела и вещества; приводят примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; приводят примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном).

Личностные: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: различают методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт); сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставляют их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия; классифицируют объекты.

Коммуникативные: умеют работать в группе; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению.

Образовательные ресурсы: учебный видеофильм «Вода в природе» из раздела «Планета земля»; материалы сайта «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

 

Сценарий урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

                           Прозвенел звонок веселый.

                           Все готовы? Всё готово?

                           Мы сейчас не отдыхаем,

                           Мы работать начинаем.

– Что может нам пригодиться для успешной работы? (Внимание, терпение, дисциплина, желание узнать много нового.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На столе лежат предметы из резины, дерева и пластмассы: резиновые перчатки, резиновый мяч, карандаш, спички, пластмассовый стакан и пластмассовая рамка для фотографии.

– Перед вами лежат различные тела. Что их объединяет? (Это изделия.)

– Разделите их на три группы.

– У вас получились разные варианты ответов. Какой же из них правильный? Ответить на мой вопрос вы сможете, изучив тему сегодняшнего урока.

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы узнаем о сходствах и различиях тел природы и изделий. Мы познакомимся с понятием «вещество», узнаем, в чем отличие тел и веществ.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Ознакомление с понятием «вещество».

– Рассмотрите рисунки на с. 8 учебника.

– Что вы видите на первом рисунке? (Капля воды, лужа.)

– И капля воды, и лужа состоят из воды.

– Что вы видите на втором рисунке? (Сахар в ложке и кусочек сахара.)

– И сахар-песок, и кусочек сахара состоят из сахара. Вода и сахар – это вещества.

– Найдите в учебнике на с. 8 ответ на вопрос, что же такое вещество.

– Вода – вещество, капля воды – тело природы. Сахар – вещество, кусочек сахара – изделие.

– В чем отличие тела и вещества? Найдите ответ на вопрос в учебнике. (Тело имеет форму, а вещество нет.)

2. Работа в группах.

– Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?

1-я группа: две воронки – стеклянная и пластмассовая.

– Отличаются цветом, а также материалом: одна сделана из стекла, другая из пластмассы.

Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.

2-я группа: стеклянные воронка и стакан.

Вывод: Тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.

3-я группа (задание дано на карточке): найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.

– Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.

Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.

4-я группа: ложки – железная и деревянная, резиновый мяч.

– Из каких веществ они изготовлены?

Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.

3. Ознакомление с тремя состояниями веществ.

– Посмотрите на экран монитора (или на доску).

Открывается слайд № 1; на столах у каждой группы лежат карточки со словами «стекло», «камень», «вода», «дым», «пар», «молоко».

– Распределите слова на 3 группы.

– Как вы распределили слова?

Открывается слайд № 2 с верным вариантом ответа или запись на доске.

                    Стекло          Вода            Дым

                    Камень         Молоко         Пар

– По какому признаку вы так распределили слова? (Жидкие, твердые, газообразные вещества.)

Вывод: Вещества могут быть в твердом, жидком или газообразном состояниях. (Слайд № 3 – схема трех состояний веществ.)

– Некоторые вещества могут быть во всех трех состояниях.

4. Опыт (или просмотр учебного видеофильма «Вода в природе» из раздела «Планета Земля»).

– Из какого вещества состоит кусочек льда? (Из воды.)

– В каком состоянии находится? (В твердом.)

– Посмотрите на кусочек льда. Сейчас мы его нагреем. Что происходит? (Лед превратился в воду.)

Вывод: При нагревании из твердого состояния лед перешел в жидкое – превратился в воду.

– В каком состоянии находится вещество вода? (В жидком.)

– Продолжим нагревать воду, что заметили? (Превратилась в пар.)

Вывод: При кипении вода превращается в пар.

– В каком состоянии теперь находится это вещество? (Газообразное.)

– Что произошло с паром после остывания? (Он опять превратился в воду.)

Вывод: При охлаждении пар превращается в воду.

V. Первичное закрепление.

– Выполните в тетради задание.

– Распределите в две колонки названия тел и веществ (по материалам сайта «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

– Продолжите предложения.

При нагревании лед превращается в… (воду).

При кипении вода превращается в … (пар).

При охлаждении пар превращается в … (воду).

– Правильность выполнения задания проверьте по образцу.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

– Чем отличаются тела и вещества?

– Как они связаны между собой?

– Какие три состояния вещества вам знакомы?

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru