Педагогические цели: создать условия для формирования представлений о глобусе как модели Земли, материках и океанах, научных методах познания окружающего мира; содействовать развитию пространственного воображения учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: показывают на глобусе материки и океаны, крупные реки, столицу России.
Личностные: имеют способность к самооценке; способны оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу под руководством учителя; намечают план выполнения заданий на уроке; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные: используют готовые модели (глобус); понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; осуществляют поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе.
Образовательные ресурсы: презентации «Что такое глобус»; «Глобус – модель Земли».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Доброе утро
Солнцу и птицам,
Доброе утро и вам –
Я рада улыбчивым лицам!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Вспомните, как древние люди представляли форму Земли.
– Как вы понимаете значение слова «модель»?
– Модель – уменьшенное (но может быть и в натуральную величину) воспроизведение или схема чего-либо.
– Отгадайте загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
– Что это? (Глобус.)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы узнаем, что такое глобус и для чего он нужен.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Ознакомление с глобусом.
Просмотр презентации.
– Глобус – уменьшенная шаровидная модель Земли, Луны, планет и звездного неба с нанесенными картографическими изображениями их поверхности, сохраняющими геометрическое подобие контуров и соотношение площадей. Слово «глобус» в переводе с латинского языка на русский обозначает «шар».
Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей невидимой оси. Модель Земли тоже вращается, потому что вращается Земля.
Посмотрите, как это происходит с Землей.
– Рассмотрите поверхность глобуса и сравните ее с видом Земли из космоса.
2. Формирование представления о материках и океанах.
– Прочитайте текст учебника.
– Как называются большие участки суши, со всех сторон окруженные водой?
– Каким цветом они изображены на глобусе?
– Каким цветом изображены на глобусе океаны и моря?
– Как на глобусе показаны реки?
3. Практическая работа в парах.
– Найдите на глобусе и прочитайте названия материков и океанов. Определите самые большие и самые маленькие материки и океаны.
– Сколько всего океанов?
– Назовите их.
– Сколько всего материков?
– Назовите их.
V. Первичное закрепление.
– Что такое глобус?
– Для чего нужен глобус?
Выполнение задания учебника, задания в рабочей тетради 1.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание в рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Изготовление моделей глобусов из пластилина.
Выполнение заданий учебника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание