Педагогические цели: создать условия для подведения итогов наблюдений осенью; способствовать формированию умения устанавливать связи между явлениями и объектами природы; содействовать развитию творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: самостоятельно проводят наблюдения в природе; понимают значение наблюдений для познания мира; дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и месяц; пользуются термометром для измерения температуры воздуха, воды; различают времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); сравнивают результаты наблюдений за природой в разные времена года; выполняют правила поведения в природе.
Личностные: осознают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в природе и обществе; испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; понимают цель выполняемых действий; ставят учебную задачу; намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения и опыты по предложенному плану; развивают и тренируют свою наблюдательность; ставят цели проведения наблюдений и опытов.
Познавательные: используют справочник для получения новых сведений; фиксируют результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам; устанавливают некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде; обобщают результаты наблюдений за погодой, делают простые выводы.
Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Отгадайте загадки.
В каком месяце лето кончается, А осень начинается? (В сентябре.) Поле черно-белым стало, А еще похолодало, Мерзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.) |
Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды. Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился, Что за месяц к нам явился? (Октябрь.) |
– Что их объединяет? (Это загадки об осенних месяцах.)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы подведем итоги наблюдений за осень, выделим отличительные признаки этого времени года.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Обобщение результатов наблюдений детей за неживой природой, растениями, животными и сезонным трудом людей.
– Наши наблюдения проводились по трем основным периодам осени: ранней, золотой и поздней, или глубокой. Давайте сравним эти три периода.
– Как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени?
• Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
• Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
• Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
– Как изменялась высота солнца на небосклоне? (Осенью солнце поднимается на небосклоне ниже, чем летом.) Это изменение является основной причиной осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня.
– Как изменяется продолжительность дня. (Осенью дни становятся короче, чем летом.)
• Выпадение первого снега.
• Покрытие водоемов льдом.
• Изменение окраски всех листьев на деревьях и кустарниках.
– Какова окраска листьев березы, клена, рябины осенью? (У березы – желтая, у клена – желтая и красная, у рябины – красная.)
– Когда заканчивается пора листопада? (В конце октября.)
– Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, затем появились плоды, начали созревать семена. С осенним похолоданием в природе начинался листопад – листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать.
– В каком месяце исчезают насекомые? (В конце сентября.)
– Что меняется в жизни птиц осенью? (В конце сентября улетают перелетные птицы, остаются зимующие.)
– Что вы можете рассказать о жизни зверей осенью?
2.Виды сезонных работ.
Сентябрь.
Завершение всех летних работ по уходу за садом и подготовке растений к зиме. Сбор урожая. Осенняя обработка почвы и внесение органических и фосфорно-калийных удобрений. Заготовка семян для подзимних посевов.
Октябрь.
Удаление больных и посадка новых растений. Обвязка деревьев для защиты от грызунов. Полив деревьев и кустарников. Подкормка деревьев и кустарников органическими и фосфорно-калийными удобрениями. Перекопка почвы. Подготовка грядок для подзимнего сева холодо-стойких культур. Сбор опавших листьев со всего участка. Закладка овощей на хранение, квашение капусты, засолка и маринование томатов.
Ноябрь.
Окончание работ по защите сада от морозов. Рыхление почвы вокруг деревьев и кустарников, мульчирование почвы торфом, перегноем или другими утепляющими материалами вокруг осенних посадок. Защита штамбов молодых плодовых деревьев от мышей и зайцев. Спуск воды из труб, баков и бочек, а также небольших водоемов. Уплотнение снега на приствольных кругах, с предварительным окучиванием его к штамбам. Развешивание кормушек для птиц и регулярное подсыпание в них корма. Приведение в порядок старых скворечников, изготовление новых и развешивание их на деревьях или прочных шестах. Завершение подзимнего посева холодостойких овощных культур, уборка поздней капусты и ее квашение. Закладка свежих кочанов на хранение. Сушка на зиму пряных корнеплодов и зелени петрушки, сельдерея, пастернака и укропа.
3.Связь осенних изменений в природе (между неживой и живой природой, между природой и трудом людей).
– Осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, и к концу осени они совсем исчезли. Увядание растений, исчезновение насекомых, замерзание водоемов влекут за собой отлет перелетных птиц.
V. Первичное закрепление.
– Назовите осенние явления в неживой природе. (Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Вставьте нужные слова в предложения.
Осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало __________, (меньше) и к концу осени они совсем __________ (исчезли). Увядание растений, исчезновение насекомых, замерзание водоемов влекут за собой ___________ (отлет) перелетных птиц.
– Выполните задание 1 на с. 3 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Прочитайте стихотворение (или отрывок из стихотворения) о приметах осени.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: продолжить наблюдения за природой.