Педагогические цели: способствовать формированию представления о Земле как планете; создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, делать выводы; содействовать формированию представления о значении Солнца для жизни на Земле.
Планируемые результаты образования:
Предметные: рассказывают о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца, изображении Земли на карте полушарий, внутреннем строении Земли.
Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы; имеют способность к самооценке, положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные: находят необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимают информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу.
Образовательные ресурсы: изображение внутреннего строения Земли; презентация «Внутреннее строение Земли».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Быстренько проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Пересказ текста «Как древние люди представляли себе Землю».
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы ознакомимся с внутренним строением нашей планеты.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Просмотр презентации и рассказ учителя о внутреннем строении Земли.
– Планета Земля состоит из тонкой твердой оболочки, окруженной мощной водной гидросферой и плотной атмосферой. Недра Земли разделяются на три основных области: кору, мантию и ядро. Кора Земли представляет собою верхнюю часть твердой оболочки Земли толщиной от одного (под океанами) до нескольких десятков километров (под материками). Она состоит из осадочных слоев и хорошо известных минералов и горных пород. Более глубокие ее слои состоят из различных базальтов. Под корой находится твердый силикатный слой (предположительно из оливина), называемый мантией, толщиной 1–3 тыс. км, он окружает жидкую часть ядра, центральная часть которого (диаметром около 2 тыс. км) твердая.
V. Первичное закрепление.
Заполнение таблицы «Внутреннее строение Земли».
Слой |
Толщина |
Состояние |
Кора |
0–40 км |
Твердые кремниевые породы |
Верхняя мантия |
40–400 км |
Полужидкие кремниевые породы |
Переходная область |
400–650 км |
Жидкие кремниевые породы |
Нижняя мантия |
650–2890 км |
Жидкие кремниевые породы |
Внешнее ядро |
2890–5150 км |
Расплавленные железо и никель |
Ядро внутреннее |
5150–6378 км |
Твердые железо и никель |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Укажите правильный порядок строения Земли.
а) Ядро, мантия, земная кора;
б) мантия, ядро, земная кора;
в) земная кора, ядро, мантия.
– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение заданий учебника, задания рабочей тетради 1.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание