Педагогические цели: способствовать формированию представления о Земле как планете; создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, делать выводы; содействовать формированию представления о значении Солнца для жизни на Земле.
Планируемые результаты образования:
Предметные: показывают на глобусе материки и океаны; рассказывают о форме Земли, ее движении вокруг своей оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий; характеризуют распределение воды и суши на Земле; называют планеты Солнечной системы; отличают планету от звезды.
Личностные: проявляют способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях; имеют способность к самооценке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу под руководством учителя; намечают план выполнения заданий на уроках.
Познавательные: пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых); понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника.
Коммуникативные: распределяют обязанности при работе в группе; учитывают мнение партнера, аргументированно критикуют допущенные ошибки, обосновывают свое решение.
Образовательные ресурсы: глобус.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
– Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:
• вдох носом, выдох через рот;
• «нюхаем цветок»;
• «тушим свечу».
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Что такое звезда?
– Чем планеты отличаются от звезд?
– Какие звезды и планеты входят в состав Солнечной системы?
– Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
– Солнце – это звезда или планета?
– А Земля?
– Землю называют голубой планетой. Почему?
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы получим ответ на этот вопрос и узнаем еще много интересного про нашу планету.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Работа с рисунками (учебник).
– Посмотрите на изображение нашей планеты. Так она выглядит из космоса. Как вы видите, Земля действительно голубого цвета. Как вы думаете, почему?
2.Поиск текста, содержащего ответ на вопрос.
– Прочитайте текст и найдите ответ на этот вопрос. (Большая часть нашей планеты покрыта водой морей и океанов.)
– Что за коричневые и зеленые пятна видны на поверхности нашей планеты? (Суша.)
3.Чтение текста с комментированием.
– Прочитайте 1-й абзац текста. О чем в нем говорится?
– Прочитайте 2-й абзац текста. Что вы узнали о движении Земли?
– О чем говорится в 3-м абзаце? Прочитайте.
– Прочитайте последний абзац в учебнике.
– Рассмотрите рисунок в учебнике и сопоставьте форму и размеры Земли и Солнца.
V. Первичное закрепление.
– Почему Землю нельзя назвать звездой?
– Почему Землю называют голубой планетой?
– Какое место занимает Земля в Солнечной системе?
– Какие планеты являются ее ближайшими «соседями»?
Выполнение задания 1 на с. 3 учебника.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните тест.
1) Какую форму имеет Земля?
а) Треугольника;
б) квадрата;
в) шара.
2) Почему Землю называют «голубой планетой»?
а) Поверхность покрыта водой морей и океанов;
б) покрашена синей краской;
в) покрыта льдами.
3) Какая по счету Земля от Солнца?
а) 7;
б) 3;
в) 5.
– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение заданий учебника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: ...