Педагогические цели: способствовать формированию научных представлений о Солнечной системе, ее составе; создать условия для развития творческих способностей, раскрытия содержания понятий «звезда», «планета»; содействовать формированию навыка работать со схемами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; называют планеты Солнечной системы; отличают планету от звезды; называют планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс; рассказывают о нашей планете – Земле, ближайшей звезде – Солнце, спутнике Земли – Луне.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебе как интеллектуальному труду; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы; развивают и тренируют свою наблюдательность; планируют свое участие в проектной деятельности.
Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; пользуются справочником, помещенным в учебнике.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Образовательные ресурсы: презентация «Планеты солнечной системы»; игра-презентация «Планеты Солнечной системы»; презентация «12 апреля День космонавтики».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Посмотрите на рисунок на с. 48 учебника. Что вы на нем видите? (Это планеты Солнечной системы.)
– Что такое планета?
III. Постановка учебной задачи.
– На сегодняшнем уроке вы получите научные представления о Солнечной системе, ее составе, узнаете о различии между планетой и звездой.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Различия между планетой и звездой.
– Солнце и планеты имеют сходство: они шарообразные и непрерывно движутся. Вместе с тем, Солнце и планеты существенно отличаются друг от друга: Солнце – раскаленное небесное тело, излучающее большое количество света и тепла; планеты не раскалены и не светятся, а только отражают свет Солнца.
Солнце по сравнению с планетами имеет огромные размеры.
Планеты находятся на разном расстоянии от Солнца и движутся вокруг него по своим орбитам.
2.Солнечная система и ее состав.
Просмотр презентации 1.
– Многие ученые считают, что Солнечная система возникла из огромного облака космической пыли и газов около 5 миллиардов лет назад. Сначала в центре облака сформировалось Солнце, а из скопления газов вокруг него возникли планеты Солнечной системы.
Солнечная система состоит из множества небесных тел. Центральное место в ней занимает Солнце, вокруг которого движутся планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Планеты, ближе всего расположенные к Солнцу, – Меркурий, Венера, Земля и Марс – имеют много общего. Они невелики по размерам и массе, у них мало спутников (только один у Земли и два у Марса), у Венеры и Меркурия спутников вообще нет. Астрономы выделяют эти планеты под общим названием «планеты земной группы» или «внутренние планеты».
Другую группу планет составляют «внешние» планеты. К ним относятся Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун имеют гигантские размеры (особенно Юпитер). У каждой из этих планет-гигантов много спутников, все они окружены тонкими кольцами, но с Земли в телескоп эти кольца видны только у Сатурна.
Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, ее поперечник превосходит поперечник Земли в 11 раз. Один оборот вокруг Солнца Юпитер совершает почти 12 земных лет, зато вокруг своей оси он вращается с огромной скоростью – меньше 10 земных часов.
Плутон – небольшая планета (меньше Луны), самая удаленная от Солнца. Один полный оборот вокруг Солнца эта планета совершает за 250 земных лет.
3. Падающие звезды.Кометы.
В межпланетном пространстве с огромной скоростью движутся мельчайшие твердые частицы. Попадая в земную атмосферу, они встречают сопротивление воздуха, нагреваются и сгорают. Эти раскаленные светящиеся частицы мы и наблюдаем в виде проносящейся по небу «падающей» звезды – метеора.
V. Первичное закрепление.
Выполнение задания в рабочей тетради 1, заданий 1–6 учебника.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание 34 на с. 33 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Игра-презентация «Планеты Солнечной системы».
– Называйте планеты, на которые указывает стрелка. Если забыли название планеты, нажмите на подсказку.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Урок 2
Педагогические цели: способствовать формированию научных представлений о Солнечной системе, ее составе; создать условия для ознакомления с кометами и метеоритами, развития творческих способностей; содействовать формированию навыка работы со схемами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: называют планеты Солнечной системы; отличают планету от звезды.
Личностные: проявляют устойчивый интерес к изучению курса «Окружающий мир»; умеют оценивать трудность предлагаемого задания; имеют адекватную самооценку.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; пользуются справочником, помещенным в учебнике.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Образовательные ресурсы: презентации «Планеты Солнечной системы»; «Кометы и метеоры»; «12 апреля – День космонавтики».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Прозвенел звонок веселый.
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Существует поверье: увидел падающую звезду, загадай желание, и оно обязательно исполнится.
– Приходилось ли вам видеть падающие звезды?
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы узнаем, что же это за падающие звезды и действительно ли они падают.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Ознакомление с метеорами.
Чтение текста «Падающие звезды» в учебнике.
– Что же это за падающие звезды, и действительно ли они падают? (Это небольшие предметы твердого происхождения, похожие на камешки, прилетающие из космоса, метеоры.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике.
2.Информационный поиск.
Выполнение задания учебника.
3.Ознакомление с кометами.
Чтение текста «Падающие звезды» в учебнике.
4.Работа с рисунками ( учебник).
V. Первичное закрепление.
Выполнение заданий учебника.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание в рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Просмотр презентации «Кометы и метеоры».
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание