Педагогические цели: создать условия для выявления имеющихся у детей знаний по данному разделу; способствовать формированию у второклассников первых научных представлений о космосе, звездах, созвездиях с опорой на выявленные у них знания по данному разделу; содействовать формированию представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска; создать условия для развития внимания, воображения, памяти, коммуникативных способностей учащихся, тренировки наблюдательности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: называют 2–3 созвездия, узнают их очертания на рисунках-схемах, на небе; называют планеты Солнечной системы; отличают планету от звезды.
Личностные: умеют оценивать трудность предлагаемого задания; имеют адекватную самооценку.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения и опыты по предложенному плану.
Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Образовательные ресурсы: презентация «Звездное небо – великая книга природы».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник, дневник и тетрадка?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Назовите самую близкую к нам звезду. (Солнце.)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжим наш разговор о космосе и звездах.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Ознакомление с понятием «созвездие».
– Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Звезды и созвездия.)
– Что же такое созвездие?
Созвездие – стайка звезд, произвольно собранных под одно общее название. (Источник: В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.) В современной астрономии так называют участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звездном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звездами.
2.Ознакомление с созвездиями.
Формирование представлений о созвездиях Большой Медведицы, Кассиопеи, Малой Медведицы, Лебедя и Дракона. Выполнение задания 1 учебника.
3.Ознакомление с наиболее яркими звездами.
Формирование представлений о наиболее ярких звездах: Вега, Полярная звезда и некоторые другие. Выполнение заданий 2–5 учебника.
V. Первичное закрепление.
Выполнение задания в рабочей тетради 1.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Продолжите предложения.
Самая яркая звезда на небе – _____________ (Вега). Полярная звезда находится в созвездии _______________ ______________ (Малая Медведица).
– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Просмотр презентации «Звездное небо – великая книга природы».
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание ...