Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Педагогические цели: создать условия для выявления имеющихся у детей знаний по данному разделу; способствовать формированию у второклассников первых научных представлений о космосе, звездах, созвездиях с опорой на выявленные у них знания по данному разделу; содействовать формированию представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска; создать условия для тренировки наблюдательности, развития внимания, воображения, памяти, коммуникативных способностей учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: имеют представление о космосе, звездах; называют самую близкую к Земле звезду – Солнце.

Личностные: оценивают результаты своей работы и работы одноклассников; проявляют способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: проводят наблюдения по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.

Познавательные: сопоставляют информацию, представленную в разном виде, обобщают ее и используют при выполнении заданий; выявляют (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливают очередность действий, осуществляют взаимопроверку.

Образовательные ресурсы: презентация «Звездное небо – великая книга природы»; учебный фильм «Солнце».

 

Сценарий урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

                           Привет, сосед!

                           Улыбнись мне в ответ.

                           Я хочу, чтобы ты не грустил,

                           Всем улыбки сегодня дарил.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Отгадайте загадки.

             Раскинут ковер,                На синий лед

             Рассыпан горох;               Серебряные зерна рассыпаны.

             Ни ковра не поднять,        На черный платок

             Ни гороху собрать.            Просыпано просо,

             Пришел петушок,

             А склевать-то не просто.

– О чем говорится в загадках? (О звездах на небе.)

III. Постановка учебной задачи.

– Мы закончили путешествие по разделу «Как люди познают мир» и начинаем новую тему – «Мы живем на планете Земля». Сегодня на уроке мы будем говорить о космосе. Многие из вас читают книги, смотрят фильмы и научные передачи по телевидению о космосе. Нередко получаемые нами из разных источников сведения неточны и беспорядочны. Наша задача – привести эти знания в систему.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1.Выяснения объема знаний второклассников о космосе.

2.Беседа о звездном небе.

Просмотр презентации.

– Наблюдаемые нами на небе звезды, Солнце, Луна называются небесными или космическими телами. Они разнообразны и отличаются по величине, яркости, отдаленности от Земли. Проводя наблюдения с помощью телескопа, ученые доказали, что звезды – это огромные раскаленные газовые шары. Также ученые установили, что температура поверхности звезд неодинакова. Наиболее раскалены звезды голубовато-белого цвета. Температура поверхности таких звезд очень высока – около 150 000 °С. Звезды, имеющие красный цвет, – самые «холодные», температура их поверхности – около 3 000 °С. Самая близкая к нам звезда – это Солнце.

– Вспомните и расскажите о своих наблюдениях за звездами и солнцем.

– Когда светит солнце? (Днем.)

– А звезды? (Ночью.)

– Какими нам кажутся звезды? (Маленькими.)

– А солнце? (Большим.)

– Что дает больше тепла: солнце или звезды? (Свет солнца ярче, оно греет Землю, а звезды – нет.).

– Солнце значительно меньше многих звезд, но оно кажется больше, потому что находится гораздо ближе к Земле.

Общее количество звезд людям неизвестно, потому что даже через крупные телескопы невозможно увидеть все звезды в бескрайнем космическом пространстве. Весь этот необъятный звездный мир называют Вселенной или Космосом.

Слово «космос» в переводе с греческого обозначает строй, порядок, мир и является синонимом астрономического определения Вселенной. Ученые выделяют так называемый ближний космос, исследуемый с помощью искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос – мир звезд и галактик (гигантские звездные системы).

По сравнению с планетами Солнечной системы Солнце является огромным небесным телом, но по сравнению с крупными звездами оно всего лишь небольшая звезда («желтый карлик»), расположенная в центре Солнечной системы.

Солнечный шар состоит из раскаленных газов. Температура на поверхности Солнца – 6 000 °С. Диаметр Солнца составляет около 1 392 000 км, что в 109 раз больше экваториального диаметра Земли, объем Солнца в 1 301 000 раз больше объема Земли. Возраст звезды – около 5 миллиардов лет.

Солнце, так же как и другие звезды, движется в космическом пространстве. Оно вращается вокруг своей оси, совершая один оборот чуть больше чем за 27 земных суток. Солнце выделяет большое количество света и тепла, но лишь незначительное их количество попадает на Землю. Однако этого достаточно, чтобы обеспечить земную поверхность теплом и светом.

V. Первичное закрепление.

Выполнение заданий  учебника.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

– Закончите предложения.

Звезды это – ____________ ____________ ___________ (огромные огненные шары).Звезды отличаются по ___________, ____________ и ____________ (размерам, цвету и температуре).

– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Просмотр фильма «Солнце».

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание ...

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru