Педагогические цели: способствовать осознанию, того что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; содействовать развитию эмоциональной сферы учащихся, умения отличать искусство от науки; создать условия для раскрытия значения искусства в жизни человека.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают значение искусства как способа познания мира; приводят примеры различных видов искусства.
Личностные: оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы; фантазируют и составляют устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника; пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых); составляют собственный словарь с объяснением значений незнакомых слов.
Коммуникативные: планируют свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради); участвуют в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).
Образовательные ресурсы: изображение Терпсихоры – популярного образа и символа в искусстве; презентация «Виды искусства».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спина? – Прямая.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Взгляните на картинку. Символом чего является персонаж древнегреческих мифов Терпсихора?
Терпсихора (др. греч.) – муза танца; персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно мифу, она дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще – сидящей и играющей на лире.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с искусством как средством познания окружающего мира, научимся отличать искусство от науки, поговорим о значении искусства в жизни человека.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Чтение текста.
– Прочитайте 1-й абзац текста учебника и узнайте, какую роль в жизни человека играет искусство. (Искусство так же, как и наука, помогает человеку познавать мир.)
2.Беседа об отличии искусства от науки.
Искусство – это отражение мира в художественных произведениях (танце, рисунке, стихотворении, песне), вызывающее в человеке различные чувства и переживания: ощущение прекрасного, восторг, тоску, печаль и т. д.
Искусство помогает оценить красоту окружающего мира, учит нас понимать других людей, сопереживая им. Оно позволяет понять и оценить красоту таких качеств человека, как честность, благородство, доброта, справедливость, и, напротив, увидеть безобразие подлости, злобы, жестокости, обмана, предательства.
Познание жизни через искусство помогает человеку выработать определенное к ней отношение. Наука же раскрывает человеку закономерности окружающего мира, помогает понять его устройство, а также способы воздействия на этот мир для достижения какой-либо цели, например: как воздействовать на почву, чтобы получить хорошие урожаи на полях.
3.Ознакомление с историей возникновения искусства.
– Прочитайте 2-й абзац текста на с. 36 учебника.
– Когда возникло искусство? (Много тысяч лет назад.)
– Искусство существовало с древнейших времен. Уже древние люди замечали в окружающем их мире прекрасное и стремились доступными им средствами запечатлеть это. Тому много свидетельств: росписи на стенах и потолках пещер, скульптура, рисунки на камне, кости. Обычно это были изображения животных (лошади, олени, быки, носороги, львы, медведи и т. д.).
4.Показ презентации «Виды искусства».
– С развитием человеческого общества искусство становилось сложнее и разнообразнее. Появлялись и развивались отдельные виды искусства: театр, литература, поэзия, живопись, скульптура.
Потребность творить прекрасное, способность восхищаться красотой окружающего мира заложены в человеке самой природой, поэтому искусство не устаревает. Созданные сотни и тысячи лет назад произведения искусства и сейчас восхищают нас своей красотой и совершенством.
V. Первичное закрепление.
– Какие виды искусства вам известны?
– Найдите в последнем абзаце текста учебника ответ на вопрос, кто такие люди искусства.
– Какие виды искусства вам больше нравятся?
– Кто из вас занимается каким-либо видом искусства?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание в рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по словарю.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение задания в рабочей тетради 1, заданий учебника.
Практическая работав рабочей тетради 1.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание ...