Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цели:

Знакомство с разнообразием листьев, идентификация листьев и деревьев, знакомство с тёплыми красками осени и разными изменениями в листьях хвойных и лиственных пород деревьев в осенний период.

Развивать воображение и фантазию, творческие способности.

Воспитывать эстетические чувства, чувства восхищения красотой природы, бережное отношение к растениям.


К уроку:

Фонохрестоматия. Чайковский П.И. "Времена года. Октябрь".

Листья, семена, сухие плоды и т.п.


1. Сообщение темы урока.
- Какие времена года вы знаете?
- Русский композитор Пётр Ильич Чайковский каждое время года изобразил с помощью музыки. Послушайте пьесу. Какому времени года она посвящена и, что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
- Почему?
- Сегодня мы поговорим о красоте осенней природы.

2. Игра "Установи порядок".

- А какие осенние месяцы вы знаете? (На доске названия осенних месяцев не в порядке следования).
- Установи порядок следования осенних месяцев.
- Какой месяц открывает осень? Выпишите цифру, соответствующую названию месяца.
- Какой месяц следующий?
- Назови последний осенний месяц.

3. Проверка домашнего задания.
- Для каждого осеннего месяца характерны свои изменения в природе. Для какого осеннего месяца характерно явление, о котором говорится в загадке:

Осины смотрят удивлённо:
Маляра и краски нет…
Кто ж окрасил их, зелёных,
В красный цвет? (Осень. Сентябрь.)

- В какие цвета окрашивает осень листья деревьев?
- Вспомните, какие деревья и кустарники вокруг школы осень окрасила в свои цвета и «просигнализируйте» мне: берёза, клён, шиповник, тополь, рябина, снежноягодник.

4. Составление ковра из осенних листьев.

- Ни в одном сезоне нет столько тёплых красок в природе, как осенней порой. Каждый листик прекрасен и неповторим. Осень подарила нам ковёр из осенних листьев. Придумаем ему название. (Листвы прощальная краса).
- Почему "прощальная"?
- С каких деревьев осень взяла листья для ковра?
- Чем же красива осень? (Разнообразием окраски листьев).

5. Физ. минутка.

6. Игра "Одень дерево". Ознакомление с видом хвойных деревьев зимой.

- Почему лиственные деревья смогли подарить ёлочке свои красивые листья?
- Какое же явление характерно для осени7 (Изменение окраски листьев).
- А какие деревья осень обходит стороной? Ответ найдите в стихотворении:

Осень смирилась с хвойной стеной:
Красить не будет ни сосен, ни ёлок…
Осень обходит их стороной,
Осень боится острых иголок! (В. Мусатов)

- Как понимаете слова "обходит стороной"?
- Ребята, а давайте поможем ёлочке принарядиться?
- А что значит "принарядиться"?
- Откроем учебник-тетрадь на с.35. Нам нужно прочитать название сказки и заменить рисунки словами.
- Назовите деревья, которые вы узнали.
- Что такое "кафтан"? (Старинное мужское платье с длинными полами).
- Прочитайте начало сказки. Как её можно продолжить? Продолжите.
- Какого цвета листья подарила берёза? Осина? Клён?
- А ещё у какого дерева осень окрашивает листья в красный цвет? (Рябина).
- Почему деревья меняют окраску листьев?
- Какие ещё деревья подарили ёлочке свои нарядные листья? (Дуб, тополь).
- Разукрасить красками осени: 1 гр. – листья клёна; 2 гр. – листья берёзы; 3 гр. – листья дуба и рябины.
- Какими красками нас радует осень?
-Домашнее задание – дорисовать. Тетрадь закрыть.

7. Физ. минутка.

8. Игра "Одень дерево".

- Какое ещё явление характерно для осени? (Листопад).
- Как понимаете значение этого слова?
- Кому удавалось наблюдать листопад в парке или саду?
- Начался ли в природе листопад?
- А почему листья с деревьев опадают? (Ответ ученика: Почему осенней порой с деревьев опадают листья? Дело в том, что деревья таким образом защищаются от недостатка влаги. Воду растение всасывает из почвы с помощью корней, а листья отдают её своей поверхностью. Для того, чтобы зимой сохранить влагу, деревья и сбрасывают листья.)
- Какие же явления характерны для осени?
- Ребята, а как вы думаете, можно ли продлить очарование осенней листвы? (Осенний букет, композиция из засушенных листьев, панно… Панно – 1. Гладкая или с живописными, скульптурными изображениями поверхность на стене, полке, обрамлённая орнаментом. 2. Картина на холсте, постоянно занимающая какой-нибудь участок стены.)
- Давайте вернём дереву его красу – осенние листья. (Выдаются папки с силуэтами деревьев).
- Возьмите лист, определите с какого дерева он слетел, прикрепите к силуэту дерева подходящий лист: 1 гр. – силуэт берёзы; 2 гр. – силуэт дуба; 3 гр. – силуэт рябины. (Работа в группах).
- По каким признакам определили дерево? (По стволу, плодам).
- У кого лист берёзы (дуба, рябины)? Прикрепите к силуэту дерева.

9. Итог.

- О чём же мы сегодня говорили?
- Сможем ли мы по-прежнему любоваться красотой осенней природы?
- Мы должны с нею попрощаться. Этот урок – наше прощание с красотой осенней природы:

Люблю, когда горят румянцем
Тихи, задумчивы леса.
Звенит, кружась в осеннем танце,
Листвы прощальная краса!

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru