Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
иметь представление о карте, континенте (материке);
изучать условные знаки карты;
читать карту по условным обозначениям на ней;
показывать на глобусе и карте материки и океаны;
с помощью карты учебника приводить примеры морей, рек, островов;
узнавать материки и части света по силуэтам.
Метапредметные результаты:
сопоставлять изображения на глобусе и карте мира;
различать на карте разные формы земной поверхности;
сравнивать план и карту, глобус и карту мира;
заполнять таблицу «Материки и части света»;
обсуждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни;
оценивать эмоциональные впечатления от мысленных путешествий по карте.
Личностные результаты:
проявлять интерес к путешествиям по карте.
Основные термины: карта мира, континент (материк), часть света, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.
Оборудование: у учителя — настенная физическая карта полушарий, глобус, магнитофон, кассета с записью; у детей — глобусы (по одному на парту), цветные карандаши.
Ход урока
В начале урока звучит мелодия «Как прекрасен этот мир».
Целеполагание. В связи с тем, что данный урок продолжает и развивает материал предыдущего урока, учитель может с самого начала сформулировать учебную задачу: продолжить знакомство со способами отражения местности (ландшафтов) на бумаге с помощью условных знаков, узнать ещё и о других, кроме планов, способах.
Актуализация знаний и умений. После формулировки учебной задачи проверяется материал, изученный на предыдущем уроке по вопросам рубрик «Подумаем», «Обсудим», «Проверим себя», а затем сообщается тема данного урока.
Аналитический этап. Так как материал, изложенный в учебнике, невелик, дети могут прочитать его сами, а основное внимание следует уделить различению плана и карты в связи с тем, что топографические планы зачастую издаются под названием «карты». Можно сопоставить мультимедийную проекцию отсканированной страницы топографического атласа своего региона и настенную карту мира и России, задав вопрос, какое из двух пособий является планом и почему. В ходе этого сопоставления дети повторяют условные изображения плана (кустарники, сады, дороги, тропы и т. д.) и отмечают цветовое решение карты, отличающее её от плана. Следует также обратить внимание учащихся на разницу в масштабах плана и карты. Далее следует сопоставить изображения на карте мира и глобусе. Уместно рассказать детям о трудности перенесения объёмного изображения на глобусе на плоскую карту, показать, кроме карты в учебнике, карту полушарий, карты в других проекциях (настенные и отсканированные).
Далее, чтобы дети не утратили интерес к чтению карты, учитель сообщает им о способах цветового изображения земного рельефа с показом наиболее заметных объектов (Гималаи, Западно-Сибирская низменность, плоскогория Сибири) на настенной карте мира. Дети, работая в парах, находят эти объекты на своих глобусах.
Физкультминутка проводится под музыку «визитной карточки».
Тренировочные упражнения. Для закрепления материала дети выполняют задания в рабочей тетради.
Аналитический этап. Затем изучается материал о материках и частях света. Учителю следует обратить внимание на терминологию, разъяснить, что материк и континент — это синонимы, то есть взаимозаменяемые слова, а понятие часть света включает в себя ещё и острова. Особое внимание нужно обратить на разницу в терминах Евразия → Европа + Азия, Северная Америка + Южная Америка → Америка. Если наиболее любознательные дети спросят, почему такая разница в наименованиях, можно пояснить, что география развивалась постепенно. Сначала возникло понятие о частях света, а потом уже о континентах и материках, но все три наименования остались в научном обиходе. Во избежание неправильного написания этих терминов нужно проработать их орфографию с выделением трудных орфограмм.
Тренировочные упражнения. Закрепляется данный материал в ходе выполнения задания 5 рабочей тетради и обсуждения вопроса рубрики «Обсудим».
Выводы и обобщения. Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и чтением вывода в учебнике.
Этап рефлексии
Домашнее задание: теоретический материал на ы учебнике, ответить на вопрос рубрики «Подумаем», выполнить задания 4, 6 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье: если в семье есть географические атласы, нужно вместе с ребёнком попутешествовать по картам (найти на карте изображение России, местонахождение Москвы, Санкт-Петербурга, регионального центра, родного города, океанов, материков).