Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
узнавать достопримечательности столицы;
знать названия достопримечательностей столицы.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию о Москве;
рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать особую роль столицы России — Москвы - в жизни страны.
Оборудование. У учителя — набор открыток или значков с видами Москвы.
Предварительная работа. Подготовьте наглядные материалы: комплект открыток, картинок или фотографий с достопримечательностями Москвы.
Ход урока
Мотивация и целеполагание. Урок начинается с того, что учитель проверяет, как дети выполнили задание прошлого урока — в рабочей тетради нарисовали национальный костюм одного из народов своего края.
Учитель сообщает детям вопрос, вынесенный в название темы, и предлагает ответить на него. Выслушав детей, учитель благодарит их за высказывания и зачитывает слова Муравьишки.
Актуализация знаний и умений. Учитель: «Вспомните, какие города России вы уже знаете. Как называется столица России?».
Освоение нового содержания и его применение. Учитель продолжает: «А как вы думаете, что такое столица? Чем замечательна Москва?». Учащиеся высказывают свои предположения. После обсуждения учитель сообщает: «Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве».
Учитель: «Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха поведут нас в город, о котором говорят так: «Москва — столица нашей Родины». Давайте начнем наше путешествие в самом центре Москвы, на Красной площади».
Учитель обращает внимание детей на с. 14 учебника и предлагает использовать эту иллюстрацию как маршрутный лист путешествия (параллельно на доске учитель фиксирует маршрут передвижения в виде фотографий, картин с основными достопримечательностями, остановками по маршруту). Учитель: «Представьте, что мы находимся на Красной площади. Оглядитесь, что вы видите вокруг себя?». Дети перечисляют увиденные здания, достопримечательности, а учитель прикрепляет фотографии собора Василия Блаженного, Спасской башни Кремля на доску. Далее ведется работа по фотографии собора Василия Блаженного, школьникам предлагается описать храм и поделиться своими впечатлениями.
Учитель: «Рассмотрите наш маршрутный лист. Какие здания вы уже видели? Что вы можете о них рассказать?». Дети перечисляют известные здания, рассказывают о них и делятся впечатлениями. Учитель может продолжить путешествие, посетив зоопарк, останкинскую телебашню, МГУ и Третьяковскую галерею (на доску последовательно прикрепляются фотографии достопримечательностей).
Для закрепления знаний о достопримечательностях Москвы дети выполняют задание № 1 в рабочей тетради.
Учитель: «Муравьишка провел для нас экскурсию по Москве, показал основные достопримечательности столицы. А сейчас он хочет показать вам жизнь москвичей, ваших сверстников. Рассмотрите фотографии на с. 15 учебника и составьте в парах рассказ о жизни москвичей».
Далее для индивидуальной работы предлагается выполнить задание № 2 в рабочей тетради. После подготовки несколько учащихся выступают перед классом со своими рассказами.
Выводы и обобщения.
Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о Москве?». Выводы детей обобщаются с помощью текста на с. 15 учебника, который от имени Мудрой Черепахи зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей.
Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью соответствующего блока вопросов и заданий.
Рекомендации для занятий в семье.
Почитайте ребёнку рассказы о Москве, достопримечательностях столицы, с которыми дети познакомились на уроке.