Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

задавать вопросы об окружающем мире;

знакомиться с учебником и его персонажами, с рабочей тетрадью, тетрадью «Проверим себя» и атласом-опреде­лителем «От земли до неба».

Метапредметные результаты:

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке.

Личностные результаты:

понимать необходимость изучения окружающего мира.

Оборудование. У учителя — куклы Муравей и Черепаха (в дальней­шем не будут указываться в перечне оборудования, так как станут постоянными персонажами); учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Про­верим себя» (в дальнейшем также не будут указываться в перечне оборудования), атлас-определитель «От земли до неба», книги «Зеленые страницы», «Великан на поляне». У учащих­ся — учебник, рабочая тетрадь; карточки с изображением различных предметов, игрушки.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока учитель предлагает детям рассмотреть обложку учебника и спрашивает: «Кто изображен на обложке? (Бабочка). А что вы можете рассказать о бабочках?». Учитель хвалит детей и говорит: «Вокруг нас очень много интересного и удивительного, о чем мы пока не знаем. Узнать все это нам помо­жет учебник «Окружающий мир» и его герои».

Освоение нового содержания и его применение. Затем учитель спрашивает: «Что вы хотели бы узнать об окру­жающем мире?» Дети высказываются. Выслушав их, учитель просит рассмотреть рисунки на с. 3.

Учитель: «Для того чтобы узнать что-либо, надо научиться зада­вать вопросы, спрашивать. Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано».

Проводится коллективная работа по составлению вопросов к ил­люстрации на с. 3. Затем учитель просит подумать и сказать, с ка­ких слов начинаются эти вопросы. Учащиеся называют вопроси­тельные слова. В случае затруднений учитель помогает: повторяет для всего класса вопросы тех или иных учеников, делая ударение на вопросительных словах. Учитель говорит: «Эти слова — наши по­мощники. Вот что сказано о них в одном стихотворении:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где?

Р. Киплинг,

перевод С. Я. Маршака

Если в классе есть читающие дети, учитель просит прочитать вслух вопросительные слова в правой части на с. 3. Если читающих детей нет, учитель читает сам. Затем спрашивает: «Сколько у нас в учебнике слов-помощников — шесть, как в стихотворении, или боль­ше?» Кто-либо из детей считает слова и сообщает, что их в учеб­нике девять. Учитель просит придумать к рисункам вопросы с каж­дым из этих слов. Он называет слово (в том порядке, как слова даны в учебнике), а дети предлагают вопрос с этим словом, отно­сящийся к любому из изображенных предметов или живых существ.

Далее проводится самостоятельная работа. У каждого ребёнка имеется карточка с изображением какого-либо предмета или игруш­ка. Дети составляют и задают друг другу и учителю вопросы о на­рисованном предмете, игрушке. При этом они говорят, какими сло­вами-помощниками воспользовались.

Учитель предлагает рассмотреть фотографии на стр. 4 и с их помощью ответить на вопрос: «А как мы будем находить ответы на вопросы?». Дети высказывают свои предположения, а учитель обобщает все сказанное детьми и зачитывает выводы на странице 4.

Раскрыв учебник на с. 5, дети рассматривают Муравья и Чере­паху. Учитель читает текст о них, показывает детям куклы Муравья и Черепаху, которые станут постоянными персонажами на уроках, приветствует ребят от их имени. Учитель спрашивает: «Как же зо­вут героев нашего учебника? Зачем Муравьишка и Черепаха при­шли в школу?»

Далее учитель говорит: «Не только Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха будут помогать нам изучать окружающий мир. Нашими помощниками станут книги и тетради. Какие? Давайте узнаем». Дети знакомятся со с. 6-7 учебника. Работа с учебником сопровождается демонстрацией учителем и рассматриванием детьми соответствующих учебных пособий. В частности, учитель говорит: «Поможет нам не только учебник, но и рабочая тетрадь.» (Показывает, дает общие пояснения о рабо­те с тетрадью, дети рассматривают тетрадь на своих столах и выполняют задание №1 на  с. 3).

Учитель: «Еще нам понадобится тетрадь «Проверим себя». (Показывает, дети рас­сматривают тетрадь.) Как вы думаете, в чём она нам поможет? (По­может проверить наши знания.) Нам очень пригодится и особая книга — атлас-определитель». Учитель показывает атлас-определи­тель «От земли до неба», читает вслух первые три абзаца на с. 3, поясняет значение слов «атлас» (книга, в которой собраны рисун­ки или карты) и «определитель» (книга, которая помогает опреде­лять, то есть узнавать, названия того, что нас окружает). Демонстрируются также книги «Зеленые страницы» и «Великан на поляне».

Учитель: «Ещё нашими помощниками будут условные знаки, с которыми мы сейчас и познакомимся. Откройте стр. 8 учебника и рассмотрите их». После знакомства с условными знаками по учебнику выполняется задание №2 в рабочей тетради.

Выводы и обобщения. В конце урока проводится обобщение. Учитель: «Что мы учи­лись составлять? (Вопросы.) Какие слова-помощники мы использо­вали? Для чего? (Чтобы больше узнать об окружающем мире.) Какие еще замечательные помощники будут у нас на уроках?»

Контроль и оценка достижений. От имени Черепахи учитель хвалит ребят, научившихся задавать вопросы, и сообщает, что на следующих уроках дети будут учиться отвечать на них.

Физкультминутки. Могут быть проведены в виде игры «Да — нет». Учитель называет предметы. Если названный предмет находится в классе, дети подпрыгивают, если за пределами класса, дети повора­чиваются вокруг себя.

Рекомендации для занятий в семье

Вместе с ребёнком рассмотрите атлас-определитель «От земли до неба». В нём пять больших разделов. Найдите их. Подумайте, по­чему атлас называется «От земли до неба». Прочитайте ребёнку пре­дисловие к атласу. Попробуйте определить что-нибудь, на­пример комнатное растение.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru