Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
задавать вопросы об окружающем мире;
знакомиться с учебником и его персонажами, с рабочей тетрадью, тетрадью «Проверим себя» и атласом-определителем «От земли до неба».
Метапредметные результаты:
вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
различать способы и средства познания окружающего мира;
оценивать результаты своей работы на уроке.
Личностные результаты:
понимать необходимость изучения окружающего мира.
Оборудование. У учителя — куклы Муравей и Черепаха (в дальнейшем не будут указываться в перечне оборудования, так как станут постоянными персонажами); учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя» (в дальнейшем также не будут указываться в перечне оборудования), атлас-определитель «От земли до неба», книги «Зеленые страницы», «Великан на поляне». У учащихся — учебник, рабочая тетрадь; карточки с изображением различных предметов, игрушки.
Ход урока
Мотивация и целеполагание. В начале урока учитель предлагает детям рассмотреть обложку учебника и спрашивает: «Кто изображен на обложке? (Бабочка). А что вы можете рассказать о бабочках?». Учитель хвалит детей и говорит: «Вокруг нас очень много интересного и удивительного, о чем мы пока не знаем. Узнать все это нам поможет учебник «Окружающий мир» и его герои».
Освоение нового содержания и его применение. Затем учитель спрашивает: «Что вы хотели бы узнать об окружающем мире?» Дети высказываются. Выслушав их, учитель просит рассмотреть рисунки на с. 3.
Учитель: «Для того чтобы узнать что-либо, надо научиться задавать вопросы, спрашивать. Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано».
Проводится коллективная работа по составлению вопросов к иллюстрации на с. 3. Затем учитель просит подумать и сказать, с каких слов начинаются эти вопросы. Учащиеся называют вопросительные слова. В случае затруднений учитель помогает: повторяет для всего класса вопросы тех или иных учеников, делая ударение на вопросительных словах. Учитель говорит: «Эти слова — наши помощники. Вот что сказано о них в одном стихотворении:
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где?
Р. Киплинг,
перевод С. Я. Маршака
Если в классе есть читающие дети, учитель просит прочитать вслух вопросительные слова в правой части на с. 3. Если читающих детей нет, учитель читает сам. Затем спрашивает: «Сколько у нас в учебнике слов-помощников — шесть, как в стихотворении, или больше?» Кто-либо из детей считает слова и сообщает, что их в учебнике девять. Учитель просит придумать к рисункам вопросы с каждым из этих слов. Он называет слово (в том порядке, как слова даны в учебнике), а дети предлагают вопрос с этим словом, относящийся к любому из изображенных предметов или живых существ.
Далее проводится самостоятельная работа. У каждого ребёнка имеется карточка с изображением какого-либо предмета или игрушка. Дети составляют и задают друг другу и учителю вопросы о нарисованном предмете, игрушке. При этом они говорят, какими словами-помощниками воспользовались.
Учитель предлагает рассмотреть фотографии на стр. 4 и с их помощью ответить на вопрос: «А как мы будем находить ответы на вопросы?». Дети высказывают свои предположения, а учитель обобщает все сказанное детьми и зачитывает выводы на странице 4.
Раскрыв учебник на с. 5, дети рассматривают Муравья и Черепаху. Учитель читает текст о них, показывает детям куклы Муравья и Черепаху, которые станут постоянными персонажами на уроках, приветствует ребят от их имени. Учитель спрашивает: «Как же зовут героев нашего учебника? Зачем Муравьишка и Черепаха пришли в школу?»
Далее учитель говорит: «Не только Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха будут помогать нам изучать окружающий мир. Нашими помощниками станут книги и тетради. Какие? Давайте узнаем». Дети знакомятся со с. 6-7 учебника. Работа с учебником сопровождается демонстрацией учителем и рассматриванием детьми соответствующих учебных пособий. В частности, учитель говорит: «Поможет нам не только учебник, но и рабочая тетрадь.» (Показывает, дает общие пояснения о работе с тетрадью, дети рассматривают тетрадь на своих столах и выполняют задание №1 на с. 3).
Учитель: «Еще нам понадобится тетрадь «Проверим себя». (Показывает, дети рассматривают тетрадь.) Как вы думаете, в чём она нам поможет? (Поможет проверить наши знания.) Нам очень пригодится и особая книга — атлас-определитель». Учитель показывает атлас-определитель «От земли до неба», читает вслух первые три абзаца на с. 3, поясняет значение слов «атлас» (книга, в которой собраны рисунки или карты) и «определитель» (книга, которая помогает определять, то есть узнавать, названия того, что нас окружает). Демонстрируются также книги «Зеленые страницы» и «Великан на поляне».
Учитель: «Ещё нашими помощниками будут условные знаки, с которыми мы сейчас и познакомимся. Откройте стр. 8 учебника и рассмотрите их». После знакомства с условными знаками по учебнику выполняется задание №2 в рабочей тетради.
Выводы и обобщения. В конце урока проводится обобщение. Учитель: «Что мы учились составлять? (Вопросы.) Какие слова-помощники мы использовали? Для чего? (Чтобы больше узнать об окружающем мире.) Какие еще замечательные помощники будут у нас на уроках?»
Контроль и оценка достижений. От имени Черепахи учитель хвалит ребят, научившихся задавать вопросы, и сообщает, что на следующих уроках дети будут учиться отвечать на них.
Физкультминутки. Могут быть проведены в виде игры «Да — нет». Учитель называет предметы. Если названный предмет находится в классе, дети подпрыгивают, если за пределами класса, дети поворачиваются вокруг себя.
Рекомендации для занятий в семье
Вместе с ребёнком рассмотрите атлас-определитель «От земли до неба». В нём пять больших разделов. Найдите их. Подумайте, почему атлас называется «От земли до неба». Прочитайте ребёнку предисловие к атласу. Попробуйте определить что-нибудь, например комнатное растение.