Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
формировать представление о книгопечатании, как одном из важнейших достижений культуры человечества;
знать факты о начале книгопечатания в России, понимать значение этого события для развития культуры России;
рассказывать о первой типографии в России и о первопечатниках — Иване Фёдорове и Петре Мстиславце, выпуске ими первопечатной русской книги «Апостол», называть дату этого события;
рассказывать об учебниках XVII в. и их авторах;
сравнивать рукописные и старопечатные книги.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять целевые установки урока;
взаимодействовать в группе;
формировать аналитические умения сравнения и обобщения;
развивать образное мышление;
формулировать выводы из изученного;
осуществлять проверку и оценку своих достижений.
Личностные результаты:
уважать творческий труд и достижения предков;
понимать важность изучения культуры России для формирования гражданской идентичности.
Оборудование урока. У учителя — транспарант «лента времени». У учащихся — сделанные ими ранее страницы рукописной книги.
Ход урока
Мотивация и целеполагание. Ученики с мест сообщают о результатах выполнения заданий в рабочей тетради, два ученика у доски представляют свой диалог о Новгороде. Дети с мест дополняют ответы одноклассников. Главное внимание следует обратить на формирование умения формулировать и высказывать своё мнение о событии, историческом персонаже, подтверждая свои мысли историческими фактами. Несколько учеников по желанию сообщают, что нового они узнали из рассказа об Иване Грозным. Класс коллективно объясняет термины и понятия из этого рассказа. Далее учитель формулирует тему сегодняшнего урока.
Актуализация знаний и умений. Происходит по материалам рубрики «На следующем уроке».
Освоение нового содержания и его применение. Ученики под руководством учителя обобщают свои знания по истории книжного дела по вопросам: 1) Какие книги предшествовали печатным? 2) Какие материалы требовались для создания рукописной книги? 3) Какие мастера создавали рукописные книги? 4) Какие использовались приёмы художественного оформления? 5) Каково было отношение к книге в Древней Руси? 6) О чём могут рассказать рукописные книги учёным?»
Так как дети уже знакомы с изобретением И. Гуттенберга, то они с помощью иллюстрации 2 на с. 20 вспоминают о том, как был устроен печатный станок И. Гутенберга, а также отмечают дату начала книгопечатания в Европе на «ленте времени».
Вводная часть к новой теме заканчивается выполнением задания 1 на с. 28 в рабочей тетради (о т в е т: материал для письма).
Далее предполагается работа в группах по заданию учебника на с. 82.
Учащиеся из первой группы проводят презентацию своей темы по информации учебника. Помимо этого, они должны подсчитать, сколько лет книгопечатанию в России, сравнивают развороты книг на с. 57 и на с. 82, а также готовят ответ на проблемный вопрос 1 рубрики «Обсудим!» на с. 85, выясняя, есть ли сходство в приёмах художественного оформления рукописных и печатных книг. После выступления ученики класса коллективно делают вывод, что современные традиции оформления книг зародились в Средние века.
Лучшему закреплению и усвоению материала поможет разгадывание кроссворда (задание 2 на с. 29 в рабочей тетради). Ученики с мест дают ответы. По горизонтали: 6) первопечатники. По вертикали: 1) Фёдоров, 2) Апостол, 3) Гутенберг, 4) Мстиславец, 5) Москва.
На следующем этапе урока со своим рассказом выступает вторая группа. Ученики сообщают о распространении грамотности в России в XVII веке и учебных книгах этого времени. Проанализировав иллюстрацию на с. 85, они выясняют, как авторы букварей знакомили учеников с буквами и обучали грамоте, вспоминают, как сами изучали алфавит и учились читать и писать. На основании проанализированного материала делают вывод, что современная методика обучения чтению и письму имеет много общего с дидактико-педагогическими приёмами XVII века («Мы также учились писать и считать», «И у нас в букваре были стихи, начинающиеся с изучаемой буквы» и т. д.).
Желательно, чтобы при работе в группах использовались материалы тематического урока в электронном пособии.
Поиск ответа на проблемный вопрос 2 рубрики «Обсудим!» на с. 85 проходит коллективно. Было бы хорошо, если бы дети подготовили не только краткий, но и развёрнутый ответ с включением в него всех своих знаний.
Урок завершается выполнением заданием 4 на с. 30 в рабочей тетради. Ответы: а) Василий Бурцов, б) Мелетий Смотрицкий, в) Карион Истомин. Пословица: «Слово — ветер, а письмо — век».
Контроль и оценка достижений на уроке. Проводится по вопросам рубрики «Проверь себя». Рекомендуется тестовый контроль в электронном пособии.
Выводы и обобщения. Формулируются коллективно и сопоставляются с выводами в учебнике.
Домашнее задание. В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке. В рабочей тетради — задание 3.