Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать и соблюдать правила ответственного туризма;
осознанно готовиться к путешествию по определённому плану;
находить необходимые сведения для определения маршрута;
оформлять дневник путешествия.
Метапредметные результаты:
формулировать цель путешествия;
соотносить личные интересы с интересами своих спутников;
оценивать результаты путешествия (достигнута ли поставленная цель);
формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям.
Личностные результаты:
понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества.
Оборудование: куклы мальчик и девочка в национальных костюмах и дополнительные куклы мальчик и собака; карточки с изображением следующих предметов: знак вопроса, фотоаппарат, камера, знаки прогноза погоды, дорожная одежда, красный крест; предметы: справочник туриста по определённой местности, словарь, блокнот, тетрадь, авторучка, карандаши, путеводители, компас, бинокль, лупа (или карточки с их изображениями); чемоданчик, сделанный из коробки из-под обуви, обклеенный бумагой, с приделанной ручкой; книга с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники» (например: Зощенко М. Галоши и мороженое. — М.: Росмэн, 1996).
Предварительная работа: подготовить карточки, сделать чемоданчик, вспомнить содержание рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».
Ход урока
Актуализация знаний и умений. Учитель обращается к детям: «Ребята, вы согласитесь со мной, что на наших уроках мы очень много путешествуем в нашем воображении? В каких городах и республиках Российской Федерации мы мысленно побывали, читая учебники для 1 и 2 классов? Что вы узнали из этих путешествий? Что вы узнали во время ваших путешествий летом? Чем наши путешествия отличаются от тех, что вы предпринимали самостоятельно: после уроков, в каникулы?» Учитель выслушивает мнения детей.
Целеполагание. Задаёт наводящие вопросы: «Что мы берём с собой в дорогу? Как готовимся к путешествию? Обсуждаем ли заранее маршрут? Сейчас мы будем собирать дорожный чемодан. Он, конечно, будет не совсем обычным. Какие-то предметы лягут в этот чемоданчик. (Учитель показывает детям чемоданчик, сделанный из обувной коробки.) Но самое главное, что нам предстоит упаковать, — это новые знания о том, как готовиться к путешествию. Тогда с вами не случится такого, что произошло с ребятами Минькой, Лёлей и Стёпой и собакой Тузиком. Однажды они решили отправиться в кругосветное путешествие. Сложили в мешок всё нужное. И на следующий день, когда родители Миньки и Лёли уехали в город, а Стёпкина мать ушла полоскать бельё, они покинули деревню Пески и… Что случилось дальше, я вам расскажу после того, как мы сами сложим всё необходимое». Рассказ можно сопроводить показом кукол-помощников с дополнительными куклами Мальчика и Собаки.
Аналитический этап. Учитель открывает чемоданчик, раздаёт детям карточки с номерами вопросов и объясняет: «Это багажные квитанции. Владельца карточки № 1 просим прочитать её содержание в учебнике». Ученик читает вслух первый пункт правил подготовки к путешествию на с. 32 учебника.
Учитель спрашивает, согласны ли остальные ученики с необходимостью выполнения этого пункта: «Какой вопрос нужно задать, чтобы выяснить цель путешествия? (Зачем?) Итак, в первую очередь сложим в чемодан вопрос «Зачем?». Учитель кладёт в чемоданчик карточку с нарисованным знаком вопроса. Следующий ученик читает содержание пункта 2. Учитель уточняет, с какими справочными пособиями познакомились дети на одном из предыдущих уроков. Выясняет, какие из них могут пригодиться для путешествия. Укладывает в чемодан справочник.
По этой схеме происходит знакомство со всеми пунктами плана. При обсуждении пункта о плане местности учитель спрашивает: «Как бы вы составили план путешествия по нашему городу (селу)?» В чемоданчик укладываются соответствующие предметы, при необходимости заменяемые карточками с изображениями камеры, фотоаппарата, знаков прогноза погоды, дорожной одежды, знаком красного креста — аптечка. Заполнять чемоданчик могут и дети, не занятые чтением пунктов подготовки в дорогу, выбирая из предложенного набора необходимые предметы и карточки. При обсуждении последнего пункта учитель предлагает детям пожать руку соседу по парте в знак крепкой, верной дружбы, которая очень нужна путешественникам.
Тренировочные упражнения. Затем учитель задаёт вопросы для закрепления учебного материала: «О чём, по вашему опыту, надо ещё позаботиться, отправляясь в путешествие? Как следует готовиться к путешествию?»
Учитель: «Ребята, из путешествий люди обычно привозят много фотографий. В учебнике вы найдёте несколько фотографий из разных мест планеты. Рассмотрите их и скажите, какие из путешественников кажутся вам самыми отважными. С кем бы хотелось отправиться в путь? Сочините небольшой устный рассказ об этих людях». Ребята выполняют задание.
Аналитический этап. Учитель продолжает: «А сейчас пусть каждый из вас внимательно прочитает про себя текст на с. 32—33 учебника». Дети читают, после чего учитель просит сформулировать правила поведения в путешествии на основе прочитанного текста.
Тренировочные упражнения. Затем задаёт вопросы: «Зачем нужно уважать обычаи и традиции других народов? Почему сельский туризм может помочь человеку лучше узнать самого себя? На что следует обращать внимание даже в знакомом городе (селе)? Какого отношения к себе ждут от путешественника природа и люди?» После обсуждения учитель предлагает кому-то из учеников зачитать вывод параграфа. Уточняет, не хочется ли детям добавить к этому выводу ещё какие-то мысли.
Выводы и обобщения. Далее учитель продолжает: «Про то, чем закончилось путешествие из деревни Пески, сейчас рассказать уже не получится. Но мы можем договориться, что я расскажу вам об этом в другое время. Или вы можете прочитать об этом дома, вместе с родителями, в книге, название которой я вам скажу. Как вам больше хочется?» В зависимости от решения детей учитель или договаривается о времени рассказа (чтения вслух), или записывает на доске фамилию автора и название книги: М. Зощенко. «Великие путешественники».
Региональный компонент: если в вашем крае организована система сельского туризма, расскажите о ней детям и их родственникам, предложите им расширить с её помощью знания о природе и культуре родной земли.
Рекомендации для занятий в семье: подберите с детьми фотографии, сделанные в путешествиях, поездках, походах. Из них в классе можно составить выставку, стенгазету «Наши дороги». Прочитайте рассказ М. Зощенко «Великие путешественники». Попробуйте обычную прогулку с ребёнком или дорогу в школу обыграть как путешествие: найти пять новых деталей в обычной обстановке, составить план дороги, отмечая на ней достопримечательности районного, городского или семейного масштаба (в этом месте наш сын (дочь) впервые катался на велосипеде, это любимая горка, здесь живёт собака и т. д.). Можно сделать фоторепортаж, зарисовки, рассказать о путешествии в классе.
Дополнительный материал для учителя: дать образец путешествия по Белгородской области.