Цели:
1. Дать представление о телах, веществах, частицах.
2. Формировать коммуникативные, когнитивные, мировоззренческие качества учащихся.
Ход урока
Оргмомент.
– Сегодня нам предстоит открыть много тайн в самом интересном и любимом вами предмете – окружающий мир. Вы готовы?
Тогда начнем.
Знакомство с понятием "тела”.
– На какие большие 3 группы можно разделить предметы окружающего нас мира?
– Все эти предметы очень разнообразны. Что значит разнообразны?
Давайте поиграем. Я называю предметы окружающего нас мира, а вы скажите, что вы представляете.
Вода (река озеро, море).
Капля воды (вывешивается рисунок с изображением капли воды).
Глина (кирпич, морской откос).
Глиняный кувшин (вывешивается рисунок глиняного кувшина).
Стекло (оконная рама, стеклодув).
Стеклянный стакан (вывешивается рисунок стеклянного стакана).
– Когда вы представляли предмет точно, а когда вам приходилось фантазировать?
Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют фору, очертание ученые назвали научным словом. Найдите его название в учебнике С. 60 ("Предметы, что нас окружают, ученые назвали телами”.)
Т Е Л А
Назовите тела, изображенные на иллюстрации. Таким образом, мы определили первую часть темы нашего урока (открывается часть темы).
Знакомство с веществом.
– Рассмотрите тела. Чем они отличаются? (Дети делают вывод, что тела отличаются размером, цветом, формой и веществом из которого сделаны). На доске появляется схема.
Для уточнения ребятам можно предложить сравнить две воронки, пластмассовую и стеклянную.
– Открываем вторую часть темы. (Вещества.)
– Попробуем объединить тела, сделанные из одного вещества (рабочая тетрадь № 48).
Ребята работают в парах, затем объясняют свой выбор.
– Проведем исследование в группах. Для этого отправимся на различные объекты. Дети заполняют карточки.
Магазин игрушек |
|
Тела |
Вещества |
Грузовик |
|
Дом для Барби |
|
Кубики |
|
Воздушный шарик |
|
Офис |
|
Тела |
Вещества |
Стол |
|
Блокнот |
|
Ручка |
|
ножницы |
|
Стройка |
|
Тела |
Вещества |
Гвозди |
|
Кирпичи |
|
Оконная рама |
|
молоток |
|
Кухня |
|
Тела |
Вещества |
Кусочек сахара |
|
Пакет молока |
|
Стакан |
|
чайник |
|
При проверке группы с одинаковыми заданиями дополняют друг друга и приходят к выводу, что некоторые тела, сделаны из нескольких веществ.
Разнообразие веществ.
Ребятам предлагается объединить по группам следующие вещества: cтекло, камень, воздух, молоко, дым, сок. В результате обсуждения их общих признаков дети делают вывод, что вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.
При затруднении можно спросить у ребят, почему некоторые напитки шипят и пенятся?
– Попробуем самостоятельно определить состояние веществ (рабочая № 47). Обратить внимание на тот факт, что в облаках вода находится в жидком состоянии.
– Хотите узнать на какие еще группы делятся вещества? Поработайте с информацией в учебнике.
Для своих изделий человек использует как естественные(природные, так и искусственные материалы, которые создаются в химических лабораториях В результате обсуждения статьи в учебнике появляется запись:
Знакомство с частицами.
– В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем уже в третьем классе провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.
Ребята растворяют в воде поваренную соль и наблюдают, что вещество распалось на более мелкие частицы.
– Вы хотите узнать, как называются эти частицы. Отыщите научные слова в учебнике (мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула-невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).
Ребята делают вывод о том, что вещество состоит из более мелких частиц, молекул и атомов.
Открывается третья часть темы. (Частицы.)
Для самостоятельной работы по группам ребятам предлагается изучить материал учебника и ответить на следующие вопросы:
1. Почему твердые тела не распадаются на молекулы и атомы?
2. Почему воду можно переливать?
3. Почему так быстро распространяются запахи?
Молекулы в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. Некоторые вещества можно изгибать, сдавливать, придавать им разную форму. Такие вещества называют пластичными.
У жидких веществ промежутки между молекулами немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи, но упруги – сопротивляются сжатию.
У газообразных веществ расстояние между молекулами много больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.
Вывод урока делается с помощью кластера на доске, составляемого в течение урока.
Рефлексия.
– Ребята, вы хотите проверить свои знания?
Согласны ли вы с моим утверждением? (Прием верных и неверных утверждений.)
Предметы, которые можно представить точно называются телами.
Все тела состоят только из одного вещества.
Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.
Все вещества созданы природой.
Вещества состоят из более мелких частиц, молекул и атомов.
Проверка. Если ребенок согласился с неверным утверждением, то он еще раз обращается к материалу учебника и зачитывает информацию.
В заключение урока учитель выставляет отметки и задает домашнее задание.