Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Цели:

1. Дать представление о телах, веществах, частицах.

2. Формировать коммуникативные, когнитивные, мировоззренческие качества учащихся.

Ход урока

Оргмомент.

– Сегодня нам предстоит открыть много тайн в самом интересном и любимом вами предмете – окружающий мир. Вы готовы?

Тогда начнем.

Знакомство с понятием "тела”.

– На какие большие 3 группы можно разделить предметы окружающего нас мира?

– Все эти предметы очень разнообразны. Что значит разнообразны?

Давайте поиграем. Я называю предметы окружающего нас мира, а вы скажите, что вы представляете.

Вода (река озеро, море).

Капля воды (вывешивается рисунок с изображением капли воды).

Глина (кирпич, морской откос).

Глиняный кувшин (вывешивается рисунок глиняного кувшина).

Стекло (оконная рама, стеклодув).

Стеклянный стакан (вывешивается рисунок стеклянного стакана).

– Когда вы представляли предмет точно, а когда вам приходилось фантазировать?

Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют фору, очертание ученые назвали научным словом. Найдите его название в учебнике С. 60 ("Предметы, что нас окружают, ученые назвали телами”.)

Т Е Л А

Назовите тела, изображенные на иллюстрации. Таким образом, мы определили первую часть темы нашего урока (открывается часть темы).

Знакомство с веществом.

– Рассмотрите тела. Чем они отличаются? (Дети делают вывод, что тела отличаются размером, цветом, формой и веществом из которого сделаны). На доске появляется схема.

Для уточнения ребятам можно предложить сравнить две воронки, пластмассовую и стеклянную.

– Открываем вторую часть темы. (Вещества.)

– Попробуем объединить тела, сделанные из одного вещества (рабочая тетрадь № 48).

Ребята работают в парах, затем объясняют свой выбор.

– Проведем исследование в группах. Для этого отправимся на различные объекты. Дети заполняют карточки.

Магазин игрушек

Тела

Вещества

Грузовик

 

Дом для Барби

 

Кубики

 

Воздушный шарик

 

 

Офис

Тела

Вещества

Стол

 

Блокнот

 

Ручка

 

ножницы

 

 

Стройка

Тела

Вещества

Гвозди

 

Кирпичи

 

Оконная рама

 

молоток

 

 

Кухня

Тела

Вещества

Кусочек сахара

 

Пакет молока

 

Стакан

 

чайник

 

При проверке группы с одинаковыми заданиями дополняют друг друга и приходят к выводу, что некоторые тела, сделаны из нескольких веществ.

Разнообразие веществ.

Ребятам предлагается объединить по группам следующие вещества: cтекло, камень, воздух, молоко, дым, сок. В результате обсуждения их общих признаков дети делают вывод, что вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.

При затруднении можно спросить у ребят, почему некоторые напитки шипят и пенятся?

– Попробуем самостоятельно определить состояние веществ (рабочая № 47). Обратить внимание на тот факт, что в облаках вода находится в жидком состоянии.

– Хотите узнать на какие еще группы делятся вещества? Поработайте с информацией в учебнике.

Для своих изделий человек использует как естественные(природные, так и искусственные материалы, которые создаются в химических лабораториях В результате обсуждения статьи в учебнике появляется запись:

Знакомство с частицами.

– В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем уже в третьем классе провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.

Ребята растворяют в воде поваренную соль и наблюдают, что вещество распалось на более мелкие частицы.

– Вы хотите узнать, как называются эти частицы. Отыщите научные слова в учебнике (мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула-невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).

Ребята делают вывод о том, что вещество состоит из более мелких частиц, молекул и атомов.

Открывается третья часть темы. (Частицы.)

Для самостоятельной работы по группам ребятам предлагается изучить материал учебника и ответить на следующие вопросы:

1. Почему твердые тела не распадаются на молекулы и атомы?

2. Почему воду можно переливать?

3. Почему так быстро распространяются запахи?

Молекулы в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. Некоторые вещества можно изгибать, сдавливать, придавать им разную форму. Такие вещества называют пластичными.

У жидких веществ промежутки между молекулами немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи, но упруги – сопротивляются сжатию.

У газообразных веществ расстояние между молекулами много больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

Вывод урока делается с помощью кластера на доске, составляемого в течение урока.

Рефлексия.

– Ребята, вы хотите проверить свои знания?

Согласны ли вы с моим утверждением? (Прием верных и неверных утверждений.)

Предметы, которые можно представить точно называются телами.

Все тела состоят только из одного вещества.

Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.

Все вещества созданы природой.

Вещества состоят из более мелких частиц, молекул и атомов.

Проверка. Если ребенок согласился с неверным утверждением, то он еще раз обращается к материалу учебника и зачитывает информацию.

В заключение урока учитель выставляет отметки и задает домашнее задание.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru