Учебная задача: Что же нужно семени, чтобы прорасти?
Цели:
В игровой форме подвести учащихся к творческим поисковым действиям.
В реальном экспериментировании отработать основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов.
Организовать осмысление учениками собственного опыта взаимодействия с телами окружающего мира и способа получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Продолжить вовлечение детей в способы совместной работы.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому, укреплять свое здоровье.
Оборудование:
1. Плакат, изображающий растение фасоли, фильм «Рост и развитие растений».
2. Для детей (по числу групп): тарелочки с овощами, фруктами (семена и плоды, разрезанные на две части), лупа, стаканы, ложечки, пакетики с семенами, тарелочки с семенами фасоли, гороха (сухие, набухшие, с появлением корешка, корешка и ростка), корзина с фруктами и овощами, зонтик, салфетки, зубочистки, лейка, весы, линейки, листы для записи исследований и наблюдений; листы, где дети будут отмечать свое настроение в начале урока и в конце урока; рисунок растения фасоли, огурца (плод, семена).
3. Плакат с пословицей: «Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет …(здоровья)».
Ход урока
I . 1. Настроение (на столе в горшочке цветок).
Учитель. – Как вы думаете, дети, хорошо ли быть цветком? Почему? Цветок говорить не умеет, но он оставил нам письмо (конверт на столе). Послушайте, что написал вам цветок.
«Дети, я люблю ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в вашем классе, где вы проводите эксперименты с растениями. Задумываетесь над вопросом «Что нужно для жизни растений?» Иначе я был бы вялым и некрасивым. Ваша забота, ласковые слова, умелые руки, хорошие поступки помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту».
2. Фильм «Рост и развитие растений».
II. Закрепление уже изученного материала.
Учебная задача: Что же нужно для жизни растений?
(на доске появляются растение и слова):
2. Стук в дверь. Входит хозяйка Осень с корзинкой в руках.
Ученик читает стихотворение Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу – «Ох!»
(достает овощи из корзинки)
Вот овощи спор завели на столе:
Кто лучше, вкусней и сытней на земле?
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла – «Ох!»
Хозяйка: - Почему, ребята, они спорят между собой?
Дети: (витамины)
Хозяйка: - Все овощи и фрукты хороши – выбирай на вкус. Будьте здоровы!
Прочитайте пословицу на доске:
Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет…(здоровья).
Как вы понимаете эти слова?
На столах в тарелочках лежат фрукты, овощи, корнеплоды.
Учитель: - Рассмотрите все, что у вас лежит на тарелках. На какие группы вы бы их разделили? (Обсуждение в группах). Почему?
Дети:
Учитель: - Вот мы сегодня с вами овощеводы. Рассмотрите огурец, яблоко, помидор с помощью лупы. Что вы заметили?
Дети: - Семена.
Учитель: - Рассмотрите с помощью лупы лук, чеснок, морковь. Что вы заметили?
Дети: - Семян нет.
Учитель: - А где находятся семена у лука, чеснока, моркови?
Дети: - Яблоко, помидор, огурец – это…(плоды).
Учитель: -А что такое плод?
Дети: - Плод – это то, в чем есть семена.
Учитель: - Что же нужно для продолжения жизни растений?
Дети: - Семена.
Учитель: - Что же такое семя? (Семя – это орган размножения, у растения – зерно. Зерно предназначено для посева)
III. Учебная задача этапа урока: Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?
Дети: - Они бы погибли. Семена нужны для размножения. На месте цветка образуется плод с семенами. Из семян вырастают новые растения.
Учебная задача: Что же нужно для того, чтобы семя проросло?
На доске схема :
Внимание! Карточки выставляются последовательно.
Учитель: - Какой срок проходит от образования семени до его прорастания в новое растение? (Учитель опирается на знания, наблюдения детей)
Дети: - От нескольких дней до столетий. Горох, например, 2 дня, фасоль – 4-5 дней, бобы – 4-5 дней.
Дополнительный материал (приготовили дети). Семя – это приостановка жизнедеятельности растения на неопределенное время. Например, семена лотоса могут сохранять свою всхожесть в торфе несколько столетий, семена пшеницы могут прорасти спустя десятилетия.
Учитель: - Нужно бережно относится к растениям. Не рвать с корнем, не разводить костры. Откуда вы все это знаете? (Ответы детей – из книг, энциклопедий, от родителей…)
Физминутка (проводят дети).
Мы работаем серьезно,
Надо нам и отдохнуть,
А для этого привстанем,
К солнышку потянемся,
От землицы силу примем,
А от ветра свежести.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Учитель: - Вы сказали слово «всхожесть» (вывешивается таблица на доску).
А как проверить семя на всхожесть? Может быть, кто-нибудь из вас сам это наблюдал? (На столах стаканы с водой, ложечка, сухие семена в тарелочках).
Проведение опыта.
Вывод: Семена, которые упали на дно, - всхожесть хорошая. Семена, которые на поверхности воды, - всхожесть плохая (не успели созреть).
Нужно еще поместить в холодильник для закаливания.
IV. Исследование.
1. Наблюдение детей за развитием семени через лупУчитель. (Работа в группах)
Семена фасоли, бобов на разной стадии набухания и прорастания лежат в тарелках на партах. Дети внимательно исследуют семена в группах, учитель помогает им обратить внимание на следующие признаки: цвет проростка, части зародыша, кончиком острой палочки осторожно приподнять сложенные листья, разглядеть еще один маленький листочек внутри, приподняв его.
Разные стадии развития проростка зарисованы у детей на листках для записи исследования и наблюдения.
2. Обсуждение результата наблюдения за развитием семени, выводы.
3. Решение учебной задачи: Что же нужно семени, чтобы прорасти?
4. Выдвижение гипотезы каждой группой о том, что нужно семенам для прорастания. (Отчет командиров о проведенном эксперименте с семенами, помещенными в разные условия: прорастание в темном месте, в морозильнике, на окне около батареи, в банке с водой, сухое семя в коробочке на окне около батареи) Результат опытов – на листах исследований.
5. Памятка для проведения эксперимента и отчета командиров (на доске):
Гипотеза
План опыта
Предсказание
Наблюдение
Результат
Вывод
Учитель: - Чем отличается ваш проведенный эксперимент от эксперимента другой группы?
Дети: - Семена находились в разных условиях.
Учитель: - Что же нужно семени, чтобы оно проросло?
Вывод: тепло, вода, воздух (слова прикрепляются на доску)
V. Домашнее задание. Обсуждение и выбор заключительной темы экспериментальной работы. (Раздаются задания каждой группе на листочках).
Задание: Посадите в один горшочек 2-3 семени, а в другой – несколько семян. Зарисуйте растения, которые вырастут в этих горшочках и пронаблюдайте за растениями.
Попытайтесь ответить на вопросы:
- Чем отличаются выросшие растения?
- Что нужно измерить, чтобы доказать их различия?
- Под действием чего растения становятся зелеными?
VI. Рефлексия.
Чему вы научились на уроке?
Дети: - Умению отличать плод от семени, проводить опыты на всхожесть семян, наблюдать за развитием семени в разных условиях.
VII. Игровая ситуация (выходит хозяйка с корзиной с фруктами, зонтиком и лейкой).
Дети имитируют звук дождя с помощью карандашей. Хозяйка поливает цветок и говорит детям свое напутствие.
Я думаю, что все, чему вы научились и еще научитесь, весной и летом сможете пронаблюдать у себя на грядке. Будьте здоровы! Кушайте фрукты и овощи, в них очень много витаминов. Берегите природу! (Дарит детям корзинку с фруктами, овощами)
Учитель: - Нарисуйте свое настроение к концу урока.
Оцените свою работу в классе.
Спасибо, дети, за работу!