Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Учебная задача: Что же нужно семени, чтобы прорасти?

Цели:

В игровой форме подвести учащихся к творческим поисковым действиям.

В реальном экспериментировании отработать основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов.

Организовать осмысление учениками собственного опыта взаимодействия с телами окружающего мира и способа получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Продолжить вовлечение детей в способы совместной работы.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому, укреплять свое здоровье.

Оборудование:

1. Плакат, изображающий растение фасоли, фильм «Рост и развитие растений».

2. Для детей (по числу групп): тарелочки с овощами, фруктами (семена и плоды, разрезанные на две части), лупа, стаканы, ложечки, пакетики с семенами, тарелочки с семенами фасоли, гороха (сухие, набухшие, с появлением корешка, корешка и ростка), корзина с фруктами и овощами, зонтик, салфетки, зубочистки, лейка, весы, линейки, листы для записи исследований и наблюдений; листы, где дети будут отмечать свое настроение в начале урока и в конце урока; рисунок растения фасоли, огурца (плод, семена).

3. Плакат с пословицей: «Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет …(здоровья)».

Ход урока

I . 1. Настроение (на столе в горшочке цветок).

Учитель. – Как вы думаете, дети, хорошо ли быть цветком? Почему? Цветок говорить не умеет, но он оставил нам письмо (конверт на столе). Послушайте, что написал вам цветок.

«Дети, я люблю ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в вашем классе, где вы проводите эксперименты с растениями. Задумываетесь над вопросом «Что нужно для жизни растений?» Иначе я был бы вялым и некрасивым. Ваша забота, ласковые слова, умелые руки, хорошие поступки помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту».

2. Фильм «Рост и развитие растений».

II. Закрепление уже изученного материала.

Учебная задача: Что же нужно для жизни растений?

(на доске появляются растение и слова):

2. Стук в дверь. Входит хозяйка Осень с корзинкой в руках.

Ученик читает стихотворение Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу – «Ох!»

(достает овощи из корзинки)

Вот овощи спор завели на столе:
Кто лучше, вкусней и сытней на земле?
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла – «Ох!»

Хозяйка: - Почему, ребята, они спорят между собой?

Дети: (витамины)

Хозяйка: - Все овощи и фрукты хороши – выбирай на вкус. Будьте здоровы!

Прочитайте пословицу на доске:

Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет…(здоровья).

Как вы понимаете эти слова?

На столах в тарелочках лежат фрукты, овощи, корнеплоды.

Учитель: - Рассмотрите все, что у вас лежит на тарелках. На какие группы вы бы их разделили? (Обсуждение в группах). Почему?

Дети: 

               

Учитель: - Вот мы сегодня с вами овощеводы. Рассмотрите огурец, яблоко, помидор с помощью лупы. Что вы заметили?

Дети: - Семена.

Учитель: - Рассмотрите с помощью лупы лук, чеснок, морковь. Что вы заметили?

Дети: - Семян нет.

Учитель: - А где находятся семена у лука, чеснока, моркови?

Дети: - Яблоко, помидор, огурец – это…(плоды).

Учитель: -А что такое плод?

Дети: - Плод – это то, в чем есть семена.

Учитель: - Что же нужно для продолжения жизни растений?

Дети: - Семена.

Учитель: - Что же такое семя? (Семя – это орган размножения, у растения – зерно. Зерно предназначено для посева)

III. Учебная задача этапа урока: Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Дети: - Они бы погибли. Семена нужны для размножения. На месте цветка образуется плод с семенами. Из семян вырастают новые растения.

Учебная задача: Что же нужно для того, чтобы семя проросло?

На доске схема :

Внимание! Карточки выставляются последовательно.

Учитель: - Какой срок проходит от образования семени до его прорастания в новое растение? (Учитель опирается на знания, наблюдения детей)

Дети: - От нескольких дней до столетий. Горох, например, 2 дня, фасоль – 4-5 дней, бобы – 4-5 дней.

Дополнительный материал (приготовили дети). Семя – это приостановка жизнедеятельности растения на неопределенное время. Например, семена лотоса могут сохранять свою всхожесть в торфе несколько столетий, семена пшеницы могут прорасти спустя десятилетия.

Учитель: - Нужно бережно относится к растениям. Не рвать с корнем, не разводить костры. Откуда вы все это знаете? (Ответы детей – из книг, энциклопедий, от родителей…)

Физминутка (проводят дети).

Мы работаем серьезно,
Надо нам и отдохнуть,
А для этого привстанем,
К солнышку потянемся,
От землицы силу примем,
А от ветра свежести.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

Учитель: - Вы сказали слово «всхожесть» (вывешивается таблица на доску).

А как проверить семя на всхожесть? Может быть, кто-нибудь из вас сам это наблюдал? (На столах стаканы с водой, ложечка, сухие семена в тарелочках).

Проведение опыта.

Вывод: Семена, которые упали на дно, - всхожесть хорошая. Семена, которые на поверхности воды, - всхожесть плохая (не успели созреть).

Нужно еще поместить в холодильник для закаливания.

IV. Исследование.

1. Наблюдение детей за развитием семени через лупУчитель. (Работа в группах)

Семена фасоли, бобов на разной стадии набухания и прорастания лежат в тарелках на партах. Дети внимательно исследуют семена в группах, учитель помогает им обратить внимание на следующие признаки: цвет проростка, части зародыша, кончиком острой палочки осторожно приподнять сложенные листья, разглядеть еще один маленький листочек внутри, приподняв его.

Разные стадии развития проростка зарисованы у детей на листках для записи исследования и наблюдения.

2. Обсуждение результата наблюдения за развитием семени, выводы.

3. Решение учебной задачи: Что же нужно семени, чтобы прорасти?

4. Выдвижение гипотезы каждой группой о том, что нужно семенам для прорастания. (Отчет командиров о проведенном эксперименте с семенами, помещенными в разные условия: прорастание в темном месте, в морозильнике, на окне около батареи, в банке с водой, сухое семя в коробочке на окне около батареи) Результат опытов – на листах исследований.

5. Памятка для проведения эксперимента и отчета командиров (на доске):

Гипотеза

План опыта

Предсказание

Наблюдение

Результат

Вывод

Учитель: - Чем отличается ваш проведенный эксперимент от эксперимента другой группы?

Дети: - Семена находились в разных условиях.

Учитель: - Что же нужно семени, чтобы оно проросло?

Вывод: тепло, вода, воздух (слова прикрепляются на доску)

V. Домашнее задание. Обсуждение и выбор заключительной темы экспериментальной работы. (Раздаются задания каждой группе на листочках).

Задание: Посадите в один горшочек 2-3 семени, а в другой – несколько семян. Зарисуйте растения, которые вырастут в этих горшочках и пронаблюдайте за растениями.

Попытайтесь ответить на вопросы:

- Чем отличаются выросшие растения?

- Что нужно измерить, чтобы доказать их различия?

- Под действием чего растения становятся зелеными?

VI. Рефлексия.

Чему вы научились на уроке?

Дети: - Умению отличать плод от семени, проводить опыты на всхожесть семян, наблюдать за развитием семени в разных условиях.

VII. Игровая ситуация (выходит хозяйка с корзиной с фруктами, зонтиком и лейкой).

Дети имитируют звук дождя с помощью карандашей. Хозяйка поливает цветок и говорит детям свое напутствие.

Я думаю, что все, чему вы научились и еще научитесь, весной и летом сможете пронаблюдать у себя на грядке. Будьте здоровы! Кушайте фрукты и овощи, в них очень много витаминов. Берегите природу! (Дарит детям корзинку с фруктами, овощами)

Учитель: - Нарисуйте свое настроение к концу урока.

Оцените свою работу в классе.

Спасибо, дети, за работу!

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru