Цель урока: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации; познакомить с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи; учить правильно ими пользоваться.
Задачи урока:
1. Изучить и закрепить основные понятия: телефон, телеграф, интернет;
2. Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества;
3. Развитие логического мышления, расширение кругозора;
4. Воспитание информационной культуры учеников.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.
Метапредметные:
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и умения о средствах информации и связи для решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении разных заданий, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Методы и формы обучения: Частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.
Образовательные ресурсы:
1. Учебник "Окружающий мир" 3 класс А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая;
2. Рабочая тетрадь "Окружающий мир" 3 класс А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая;
3. Газеты;
4. м /проектор, компьютер;
Организационная структура урока:
1. Оргмомент.
Ну-ка ты, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый ль хочет получать
Только лишь отметки "5"?
2. Самоопределение к деятельности.
(На экране рисунки: газета, телевизор, радио, журнал, письмо,
телеграмма, телефон сотовый и стационарный.)
- Ребята, пожалуйста, назовите эти предметы? Для чего они нужны? (общаться друг с другом, передавать информацию).
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о средствах связи и информации).
3. Работа по теме урока.
- Ребята, как вы думаете, каким образом передавали информацию люди в древности?
В Древней Греции существовал факельный телеграф. С его помощью передавали сигналы: днем – дымом, ночью – огнем.
Древние греки и римляне придумали, как с пользой для дела использовать голубей – птицы доставляли сообщения о победах и поражениях в Олимпийских играх или боевых сражениях. Затем голубей стали широко использовать для передачи почты.
- А о том, какие еще существовали средства связи в древности вы сможете прочитать в учебнике на с. 40. (Ксюша, Виталина, Даня)
- Назовите средства ближней связи? (Слух, зрение, обоняние)
- Если расстояние между собеседниками велико и силы голоса не хватало.
Что тогда люди делали?
- Расскажите о передачи информации с помощью гонцов.
- Какие недостатки были у всех способов передачи информации, о которых мы говорили? (Длинный срок передачи, секретность информации не сохранялась, погодные условия могли помешать быстро доставить сообщения и т.д.)
- Быстрыми и надежными способами передачи информации стали телеграф и телефон. И о них нам Ковацкая Юля и Ачкасова Настя.
4. Физминутка.
Поднимаем руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
Самого себя обнять – это пять.
А теперь за парты сесть – это шесть.
Громко крикнуть надо всем – это семь.
А когда мы скажем восемь –
Значит тишины попросим.
5.Продолжение работы по теме урока.
- А сейчас отгадайте загадки.
По волне, волне
Плывет музыка ко мне. (Радио.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
- Какие газеты выпускаются в нашем районе? (показ местных газет)
Что за чудо, что за ящик?
Сам певец, и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор.)
- Все это средства массовой информации. Назовите передачи, которые вы смотрите по телевизору, слушаете по радио. Чем они вам нравятся?
- Задумывались ли вы, зачем вам их транслируют? Что для себя полезного вы из них черпаете?
- А все ли телепередачи вы можете смотреть? Почему?
- О каких средствах информации мы еще не сказали? (Интернет.)
(В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть.
Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.)
- Как по-другому называют Интернет? (Всемирная паутина.)
6. Рефлексия.
Ребята, чтобы закрепить свои знания, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
7.Подведение итогов урока.
Урок к концу подходит
Давайте вспоминать
Что нового сегодня
Нам удалось узнать.
- Ребята, поделитесь своими впечатлениями об уроке.
- Кому сегодня на уроке было интересно, похлопайте в ладоши.
Домашнее задание.
Прочитать текст в учебнике, ответить на вопросы.
Выполнить задание 1 - 4 в рабочей тетради.
- Вы все молодцы, спасибо за урок. А так же спасибо нашим гостям.