Цель:
познакомить учащихся с ролью зубов в процессе пищеварения;
познакомить с понятиями "эмаль", "кариес", "дентин";
повторить правила ухода за зубами;
формирование основных гигиенических требований по уходу за зубами.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Работа по теме.
Зубы есть у всех детишек.
У послушных, шалунишек,
У малышек и больших.
Что вы знаете о них?
Сегодня мы будем говорить о зубах и об уходе за зубами.
Попытаемся ответить на вопрос: для чего нужны зубы?
Когда у человека появляются зубы? А у новорожденного ребенка есть зубы?
Когда появляются первые зубы? Как они называются?
На протяжении скольких лет сохраняются первые зубы?
Чем отличаются молочные зубы от тех, которые у вас сейчас?
Все ли зубы у человека одинаковые? Посмотрите в зеркало.
Посмотрите передние зубы, коренные, есть ли между ними разница по форме? Резцы плоские, острые, а коренные широкие и мощные.
Поверхность зубов не ровная, а с выступами.
Сейчас мы проверим и почувствуем работу зубов. А перед этим вам задание:
(на доске)
1. Можно ли перетирать и дробить пищу передними зубами - резцами?
2. Какие движения выполняет челюсть?
3. Участвует ли в этом язык и как?
Берем морковь. Наблюдайте и чувствуйте, как работают резцы и коренные зубы, язык. Кто расскажет о своих наблюдениях.
Ученики: (резцы только отрезают пищу, а
коренные дробят, перетирают, язык переворачивает пищу, подавая на зубы неперетертую пищу).
Кто запомнил, как двигается челюсть? (сверху вниз, потом - вбок)
Почему? движение вверх дробит пищу, а вбок перетирает)
Почему говорят:
(на доске)
Кто долго жует, тот долго живет.
Какими зубами вы обычно откусываете твердую пищу?
Обычно это делаем клыками. Они не похожи на резцы и на коренные. Приспособлены для разрывания пищи. Клыки есть и у животных. Особенно они хорошо развиты у хищников. Почему?
Как вы думаете, есть ли клыки у коров, лошадей, овец? (нет - травоядные)
Почему есть клыки у свиней? (всеядные)
Итак: зубы выполняют важную роль в пищеварении - они измельчают пищу. Без здоровых зубов не может быть нормального пищеварения. У взрослого человека 32 зуба, 16 на нижней челюсти, 16 на верхней.
Посмотрите в зеркало.
Сколько резцов? (8)
Сколько клыков? (4)
Посмотрите на схему зуба:
Зубы самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты эмалью. Эмаль не берет сверло, дат сабля, под эмалью находится дентин, более слабая ткань, дальше нервы и кровеносные сосуды. Кровь приносит к зубам питательные вещества.
Вот какие наши зубки,
Очень твердые, как сталь,
Все одеты в шубки
Под названием "эмаль"
А под ней "дентин" - одежда,
В центре нерв, а дальше ножки:
На картину посмотри -
Это ж корни раз, два, три.
Ну почему же наши зубки разрушаются?
Витаминов не хватает,
Зуб снаружи, как бы тает,
Тут микробы и тепло,
Образуют в нем дупло.
Стихи:
1. Зубы слабыми бывают,
Если их не нагружают
Утром, днем и после сада
Кушать булки с коркой надо!
Ведь не кушают «горбушки»
Лишь беззубые старушки.
2. Чтоб не шла из десен кровь,
Ешь редиску и морковь.
Лук, чеснок, борщи и каши,
Винегрет и простоквашу.
Знай, полезны все продукты:
Соки, овощи и фрукты,
Все чем кормят Вас в яслях
Дома, в школе, в детсадах.
3. Тот кто ест зимой и летом
Шоколадки и конфеты,
Мякоти и сладости,
Тот не знает радости.
Послушайте сказку: «Сказка о зубах»
Понял ли Сережа что зубы надо беречь?
А что мы еще должны делать, чтобы зубы были здоровыми? Конечно чистить.
Стихи:
Если б зубы вдруг могли бы говорить.
То они б нас тут же начали учить,
Ты нас чисти, чисти, чисти не спеши,
И снаружи и внутри нас почеши.
А потом, бы потом,
Зубы пошли бы к врачу.
И сказал бы врач: «Я вас полечу».
А потом бы потом,
Улыбаясь всем ртом,
К ужину как раз
Возвратились бы в дом.
Если б зубы вдруг пошли бы в магазин,
То они купили б пасту "Поморин"
И еще купили б щетку побелей
С мягкой, ровною щетинкою на ней.
Посмотрите сколько зубных паст и щеток.
Какую же щетку выбрать?
Какую пасту? У нас в Татарстане в воде не хватает фтора, поэтому
нам с вами надо выбирать пасты, где есть фтор.
А как же чистить зубы?
Кто скажет? Кто покажет?
И все-таки, бы нарушили какие-то првила и ваши зубы
заболели? Что делать?
Стих.
Чтоб болезнь предупредить,
Следуй правилу такому:
Надо дважды в год ходить,
На прием к зубному врачу!
Что же делать если зубки
Проносили свои шубки?
Не горюй, малыш, не плачь,
Их тебе залечит врач.
Наши школьные врачи-стоматологи всегда вам помогут, они находятся на 2 этаж.
(на доске)
Помните: Больные зубы могут быть причиной заболеваний горла, желудка, сердца и других органов, так как в больных зубах скапливаются микробы.
3. Итоги урока.
Домашнее задание: ...