Цель: обеспечить условия для формирования стремления к активной интеллектуальной деятельности (по 1-й части «Букваря»), осуществления развёрнутых действий контроля и самоконтроля (сравнивать построенную модель с образцом), развития умения объяснять и обосновывать выполняемые и выполненные действия, находить и исправлять ошибки, допущенные при выполнении звукового анализа; создать на празднике атмосферу соревнования, где каждый ученик желает проявить себя с наилучшей стороны и показать свои знания.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют объяснять и обосновывать выполняемые и выполненные действия, находить и исправлять ошибки, допущенные при выполнении звукового анализа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений; осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с окружающими, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
ХОД ПРАЗДНИКА
1-й ученик:
Не пришёл ещё январь,
Мы закончили один «Букварь».
Много мы читали, многое узнали.
2-й ученик:
Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберем,
Непременно приходите
Попрощаться с букварем.
Учитель: Сегодня у нас праздник, на который нас собрал наш друг – Букварь. Совсем недавно вы переступили порог нашей школы и стали настоящими школьниками-первоклассниками. Первая книга, которую вы получили, называлась «Букварь». За это время вы повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряжённого труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьёзной победой!
– Расскажите, чему вы научились благодаря «Букварю».
Примерные ответы детей:
• Я могу получать знания из любых книг.
• Я могу написать свои мысли.
• Я умею читать, а значит, я никогда не буду одинок.
3-й ученик:
Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться,
Вначале он буквы свои показал
Теперь мы читаем страницы.
4-й ученик: Читалочка
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Учитель: Трудно поверить что когда-то у нас не было печатных книг. Их переписывали от руки гусиными перьями на особом материале – пергаменте (кусочек телячьей кожи). Переписчик выводил каждую букву. Особенно красиво он вырисовывал заглавные буквы красной или золотой краской. Поэтому книги стоили очень дорого и купить могли их только богатые люди. Книгу хранили как ценную реликвию.
Впервые печатать книги на станке стал Иван Фёдоров. Его так и называют – первопечатник. Напечатал он свою первую книгу. Как вы думаете, какую? Конечно букварь. И было это 500 лет назад.
Сейчас вы учитесь по букварю, а раньше много лет назад, у детей не было букваря, ни других учебников. И вот более 1000 лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую азбуку – кириллицу. Наши буквы пишутся и произносятся очень похоже. По многим славянским землям прошли братья с азбукой. Сербские, украинские, белорусские, русские народы пользуются кириллицей. В центре Москвы, на площади установлен памятник первоучителям Кириллу и Мефодию, в руках у них священные книги.
5-й ученик:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся!
Учитель: О чём идёт речь?
Давайте вспомним песню Б.Заходера «Азбука» (исполнение песни).
– Не всегда всё так гладко бывает у букв, слово буквам!
Сценка.
Автор:
Как-то буквы алфавита
В свойствах упражнялись.
Все возможности открыв,
От гордости зазнались.
Буквы гласные кричат:
Гласные буквы: Очень мы протяжные.
«У» (кричит):
Можно нас тянуть и петь –
Мы разнообразные!
Согласные буквы: Среди нас, согласных букв,
«М» (кричит):
Мягкие и твёрдые.
А ещё бываем мы
Глухие, так же звонкие.
Автор:
Долго спорили они,
Кричали и ругались. (размахивают руками)
Но в достоинствах друг друга
Всё-таки признались. (пожимают друг другу руки)
И спросила буква «А»
Буква «А»:
А к чему же братцы –
Мягкий знак и твёрдый знак –
Возле вас страдальцы?
Согласные буквы: Коль задуматься о свойствах,
«Р»:
Станет сразу ясно:
Их старанья ни к чему,
Трудятся напрасно.
Знаем – знаки твёрдый, мягкий
Звуком не являются.
Гласные буквы: Пусть из азбуки они
«И»: Подальше убираются!
Мягкий знак:
Как же люди на земле
Смогут объясняться?
Твердый знак:
Впредь они уже неверно
Будут изъясняться!
Согласные буквы: Букв достаточно, поверьте,
«Н»: В нашем алфавите.
Гласные буквы: Мягких, твёрдых и протяжных,
«Э»: Так что уходите!
Автор:
Братья-знаки в этот раз
Действительно обиделись.
С этих пор ни с кем из букв
Более не виделись. (Уходят «ь» и «ъ»)
Вот минута, час проходит,
Тут такое происходит!
Половина нужных слов
Просто испарились.
Их значение, по сути,
В корне изменилось.
Буква «С»:
Твёрдый знак из слова съел,
От обиды выпал.
И осталось слово сел,
Что нам текст и выдал
Буква «Л»:
Мягкий знак от слов цель, даль
Тоже отказался.
И остались цел и дал,
Смысл потерялся.
Буква «Е»:
Называя цифру шесть –
Обретаешь длинный шест.
Буква «Т»:
Отгружая чёрный уголь –
Натыкаешься на угол.
Автор: И все буквы зарыдали… (Трут глаза руками)
Буквы (вместе): Знаки мы за что предали?
Буква «О»:
Надо срочно их вернуть,
Отправляемся все в путь!
Согласные буквы: Как прощенья нам добиться?
Гласные буквы: Надо, братцы, повиниться,
«Ы»:
Рассказать, как мы страдаем,
Как без знаков пропадаем.
Твердый знак:
Мы то знали, что так будет,
Ваш поступок время судит.
Мягкий знак:
Ну а мы опять на службе,
Предлагаем жить всем в дружбе!
Учитель: Записка!!!
– Ребята, чья записка? Не ваша? Как вы думаете, чья может быть? Написано для 1 «а». Прочитаем?
Есть конверты в этом зале,
Где написаны заданья.
Первый близко здесь лежит
Там, где музыка звучит. (Ребята находят конверт)
Учитель: Ребята, как много здесь заданий! Но мы со всеми справимся! Если пройдёте все испытания, вас ждёт награда!
Конверт №1 (задания читает учитель)
Задание 1: Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
1 ряд А О У Б Ы Э согласная |
2 ряд З Г Я Д Ф К гласная |
Задание 2:. Даны 2 слова и 5 звуковых схем (письмо, азбука) Ребята, что изображено на схемах? (Звуки.) Давайте разберёмся с этими схемами и словами! Каждая группа получает по 1 слову – нужно выбрать схему.
Задание 3: Угадай букву. (По 2 буквы каждой группе)
Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
В этой букве нет угла – до того она кругла.
До того она кругла – укатиться бы могла. (О)
С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)
На эту букву посмотри – она совсем как цифра 3. (З)
Физкультминутка !!! (танцевальные движении под песню «В траве сидел кузнечик»).
2-я записка:
«А теперь второй ищите,
Там откуда свет, тепло,
Если шторы отодвинуть,
Вмиг найдёте вы его» (дети находят конверт)
Учитель: Ребята, давайте выполним и эти задания!!
Конверт № 2 (задания читает учитель)
Задание 1: Игра «Собери словечко» Собери волшебные слова из слогов. Выполняем по командам.
Во время выполнения задания звучит музыкальная заставка.
со |
спа |
пас |
си |
ба |
бо |
сиб |
из |
зи |
ви |
ва |
ни |
не |
те |
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «Спасибо».
Задание 2: Нужно из слов собрать пословицу. Выполняем по рядам. Нужно составить пословицу и дружно её прочитать.
КТО \ДОБРО \ТВОРИТ,\ ТОГО БОГ \ БЛАГОСЛОВИТ.
ХОРОШО \ ТОГО \ УЧИТЬ, \КТО ХОЧЕТ \ВСЁ ЗНАТЬ.
3-я записка:
Следующий найти несложно,
Он под стулом закреплён.
Если мы туда заглянем,
Его обязательно найдём.
Конверт № 3 (задания читает учитель).
Задание 1: Угадай сказочного героя (обращаем внимание на выставку книг)
Детям многим долго неизвестный,
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовётся … «Чипполино»
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … «Айболит»
Задание 2. Учитель читает перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
Учитель: Уважаемые гости, справились ли дети наши с заданиями? Ой, ребята, здесь ещё один конверт прикреплён…Буквоед приготовил награды…
(Учитель раздаёт свидетельства)
Итог. Рефлексия
– Желаю вам дружить с «Букварём», накапливать знания, стать грамотными и начитанными людьми.
– Кого можем похвалить за работу на уроке? Кто считает свою деятельность сегодня успешной? Какие есть основания так утверждать?
– Отметьте свою успешность сердечком: жёлтое – очень доволен, розовое – не очень доволен, синее – совсем недоволен.