Тип урока: овладение новыми знаниями.
Задачи урока:
Предметные задачи урока:
развитие у учащихся умений:
писать строчную и заглавную буквы Ч, ч;
выделять элементы, из которых состоят буквы;
упражняться в написании изученных букв, слогов и слов;
закрепить виды соединений букв;
находить слова, обозначающие название предметов и задавать к ним вопросы кто? и что?;
выполнять звукобуквенный анализ слова;
анализировать предложение с последующей записью.
Метапредметные задачи урока:
Личностные УУД:
создавать условия для формирования положительного отношения к школе; представления о причинах успеха в школе; знаний основных моральных норм поведения в школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
формирование умений:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий; адекватно воспринимать оценки своей работы учителем, товарищами.
Познавательные УУД:
формирование умений:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения; осуществлять синтез как составление целого из его частей.
Коммуникативные УУД:
формирование умений:
адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение; задавать вопросы; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Методы обучения: проблемный и диалоговый.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез.
Оборудование:
"Тетрадь по письму № 4 для 1 класса" Н.В.Нечаева, Н.К.Булычёва.
интерактивная доска;
сигнальные карточки для этапа рефлексии.
Ход урока
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД: личностные ( эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха), регулятивные (обеспечение учащимися организации их учебной деятельности) |
|||
Орг. момент |
- Ребята, посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Они все пришли посмотреть на вас, какими вы стали лицеистами. - Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Слайд 1. Мы - умные, мы – дружные, Мы – внимательные, мы – старательные, Мы в первом классе учимся Всё у нас получится! - Что значит учиться? ( понять, что я не знаю и самому открыть способ решения) - Сегодня на уроке вы снова будете открывать новое знание, узнаете много нового и интересного. - Пожелаем друг другу успехов. |
Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоционально - положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
Проверяют свою готовность к уроку, вспоминают два шага учебной деятельности. |
Формируемые УУД: регулятивные ( целеполагание, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков) |
|||
Актуализация знаний |
1. Анализ изученных букв. Слайд 2. - С чего мы начинаем всегда урок? (с повторения) - Назовите хором буквы, которые вы видите на экране. Ж З К Р Й Л Ш Н С - Что общего между этими буквами? (обозначают согласные звуки) - Разделите буквы на две группы. (звонкие и глухие) - Какие из них можно назвать «хитрыми»? (буквы Ж и Ш, обозначают всегда твёрдые согласные звуки, буква Й – всегда мягкий согласный звук) - Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё «хитрые» буквы? 2. Актуализация знаний. Слайд 3. - Рассмотрите рисунки на экране. - Что изображено? (бабочка, часы, ключ, чашка) - Что вы можете сказать об этих словах? (все слова обозначают предметы) - Что о предметах? (можно разделить на две группы: одушевлённые – бабочка, отвечает слово на вопрос Кто? и неодушевлённые – часы, ключ, чашка, отвечают на вопрос Что?) - Что вы повторили? (буквы звонких и глухих согласных звуков, буквы всегда твердых и мягких согласных звуков, на какие вопросы отвечают одушевлённые и неодушевлённые предметы) - Что общее в словах? (есть звук ч) - Дайте характеристику звука ч. 3. Постановка проблемы. - Кто из вас сможет написать слова бабочка, часы, …? - Почему вы не сможете написать эти слова? (мы не умеем писать букву ч) 3. Формулирование темы и целей урока. Слайд 4. - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Чему вы должны научиться на уроке? (научиться писать заглавную и строчную буквы Ч.ч, сочетания с буквами) |
Организует диалог с учащимися. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
|
Повторяют шаги первого этапа учебной деятельности. Называют хором буквы. Классифицируют, приводят доказательства истинности проведённой классификации. Анализируют слова. Дают характеристику звука. Формулируют тему и цель урока (с помощью учителя) |
Формируемые УУД: регулятивные ( оценка, коррекция, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах), осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности). |
|||
Освоение нового материала |
1. Подготовка руки к письму. - Прежде чем приступить к письму буквы ч, подготовим пальчики к работе. Повторяйте за мной. Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмём, жмём. 2. Повторение изученных элементов. - Откройте прописи с.20. Прочтите первое задание. - Выполните работу самостоятельно. - Но сначала скажите, о чём будете помнить во время письма. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Прочтите буквы в левой части строки. - Какой элемент вы добавили, чтобы получились эти буквы? (короткая наклонная линия с закруглением внизу) - Прочтите буквы в правой части строки. - Какой элемент вы добавили? (длинная наклонная линия с закруглением внизу) - Как вы думаете, почему вам нужно было повторить написание данного элемента? (он встречается в новых буквах) - Подчеркните буквы гласных звуков красным карандашом, согласных – синим. - Поменяйтесь тетради с соседом по парте. Проверьте работу по образцу. Слайд 5. - Оцените работу. 3. Написание строчной буквы ч. - Чтобы правильно и красиво написать строчную букву ч, послушайте объяснение. (начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх до рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию с закруглением внизу) - Посмотрите, как напишет букву волшебный карандаш. Слайд 6. - Напишите букву на доске. 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Пропишите строчку. Выберите одну красивую правильно написанную букву. 5. Написание соединений с буквой ч. - Прочтите сочетания с буквой ч. Объясните соединения. - Выполните работу самостоятельно. 6. Физкультминутка. (проводит дежурный ученик в классе) 7. Написание заглавной буквы Ч. - Из каких элементов состоит заглавная буква Ч? Слайд 7 - Какую букву напоминает заглавная буква Ч? - Чем они похожи и чем отличаются? - Для чего необходима заглавная буква Ч? - Посмотрите, как напишет букву волшебный карандаш. Слайд 8. - Напишите букву на доске. 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Продолжите строчку, сохраняя закономерность. - Выберите одну красивую правильно написанную букву У и Ч. |
Формулирует задание при переходе от одного вида деятельности к другому. Следит за правильной посадкой детей во время письма. Организует деятельность учащихся, взаимопроверку.
Объясняет написание новой буквы. |
Выполняют зарядку для пальчиков, повторяют правила правильной посадки при письме. Открывают прописи на с.20, включаются в самостоятельную работу по воспроизведению полученных ранее знаний, опираясь на собственный опыт. Один ученик выполняет задание на доске. Составляет из элементов буквы (проводят синтез). Оценивают работу одноклассника. Работа в парах. Взаимопроверка. Сравнение работы с образцом, оценка работы соседа по парте знаками «+ ?» Воспроизводят образ новой буквы на доске (два ученика), остальные сравнивают с образцом. Выполняют работу самостоятельно в тетради, сравнивают работу с образцом. Читают сочетания, анализируют соединения. Анализируют образ буквы Ч, сравнивают с буквой У. Воспроизводят образ новой буквы на доске (два ученика), остальные сравнивают с образцом. Выполняют работу самостоятельно в тетради, сравнивают работу с образцом. |
Формируемые УУД: регулятивные (коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные ( выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения). |
|||
Включение в систему знаний. |
1. Работа со словами. Слайд 9. - Прочитайте слова на экране: числа, учитель, ключ, очи, кочка. - Значение, каких слов вам незнакомо? - Кто сможет объяснить? - Кочка - 1. Бугорок земли на низменном или болотистом месте, поросший мхом или травой. // Неровность на дороге, почве и т.п. 2. устар. - Очи – устар., глаза. Слово «очи» мы редко употребляем, его заменили другим словом в русском языке. Такие слова носят название АРХАИЗМЫ. Слайд 10. - Что общего в этих словах? - На какие группы их можно разделить? - Игра «Самый внимательный». Вам необходимо как можно быстрее и точнее ответить на вопросы. - Назовите слово, в котором меньше всего слогов. (ключ) - Назовите слова, в которых одинаковое количество слогов. (числа, очи, кочка) - Назовите слово, в котором больше всего слогов. (учитель) - Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие. (очи, учитель) - Назовите слово или слова, в которых все согласные звуки твёрдые. (Это ловушка.) 2. Работа в прописи. - Выпишите в тетрадь только те слова, в которых есть прописанные соединения букв. (очи, кочка) - Проверьте по образцу. Оцените свою работу. |
Организует работу с обучающимися. Побуждает к высказыванию своего мнения. Знакомит со значением нового слова, обращаясь к толковому словарю. Следит за правильной посадкой детей во время письма.
Следит за правильной посадкой детей во время письма. Контролирует выполнение работы. |
Дети анализируют слова, аргументируют правильность своего ответа.
Выполняют задание с элементами игры.
Выполняют работу самостоятельно в тетради, сравнивают работу с образцом. |
Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), регулятивные (коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные ( выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме). |
|||
Рефлексия |
Слайд 11. - Вернёмся к целям урока. Каких целей достигли? Каких нет? Слайд 12. - Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в левом нижнем углу кружок цветным карандашом: зелёный – активно работал с классом, у меня всё получилось; жёлтый – работал с классом, допускал ошибки; красный – не включился в работу класса. - Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы вместе исправляли. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. |
Определяют выполнение поставленных целей. Определяют уровень успешности своей деятельности на уроке. Учатся правильно оценивать свою деятельность на уроке. |