Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Сказка "ГОБЕЛЕН ПОБЕДЫ"

Король праздновал победу. Все решила последняя битва. Войско соседней страны было разбито и бежало. В честь победы король решил построить новый дворец. В нем все должно было напоминать о его славных подвигах на полях сражений. В зале приемов нового дворца король решил повесить огромный во всю стену гобелен победы, прославляющий последнее победоносное сражение. По всей стране разошлись королевские глашатаи.

— Кто всего за один год сможет выткать гобелен победы для нового королевского дворца, получит от Его Величества щедрую награду в тысячу золотых, — кричали они.

Желающих нашлось немало. Но когда пришедшие во дворец ткачи узнавали, что в случае невыполнения заказа им грозит смертная казнь, то сразу же отказывались.

На самой окраине королевства в бедной лачуге жил молодой ткач Поль. Сначала он тоже решил отказаться от королевского заказа, но уж очень нужны были деньги. Отец и старший брат погибли на войне, а в доме оставались старая матушка, шестеро младших братьев и сестер да разоренное войной хозяйство.

Другие ткачи отговаривали его:

— Смотри, Поль, не сносить тебе головы. Молод ты еще, не постиг по-настоящему ткацкого мастерства.

Но Поль все-таки решился. Ведь даже десяти золотых ему хватило бы, чтобы поправить свои дела и бедняков деревенских поддержать. А с целой тысячей он бы горы своротил!

Отец успел передать Полю секреты мастерства и научил его получать из камней и растений больше ста пятидесяти тонов и оттенков разных красок для своих тканей. Да и от матушки он многому научился. С детства пела она ему песни про красоту родной земли и учила находить ее в каждой травинке малой да в каждом деревце. Не раз говорила она Полю:

— У настоящего ткача должна быть душа художника. Нельзя красоту передать, если сердце к ней равнодушно, а глаза слепы. И Поль с раннего детства часами бродил по лесам и полям, учась у природы красоте и запоминая ее многочисленные краски. Вот и получались у Поля гобелены один краше другого. Да вот беда — разорила война людей, не до роскоши им теперь было.

Так что явился Поль к королю и подрядился на работу ткацкую. Провели его в отдельную комнату, посадили за станок новый, принесли ему все необходимое для работы: крепких нитей для основы да толстой разноцветной пряжи для рисунка. Натянул молодой ткач основу на станок и задумался. Приказано ему было выткать на гобелене солдат храбрых да генералов бравых, а у него перед глазами стояли женщины овдовевшие да дети осиротевшие. Приказано ему было выткать на гобелене, как под звук победных фанфар въезжал в столицу король-победитель, а у него в ушах звучали стоны да крики раненых. От таких воспоминаний у Поля пальцы будто немели и нити путались. До назначенного срока два месяца осталось, а работа и вполовину была не сделана.

Однажды на рассвете открыл Поль окошко и замер в изумлении. Не заметил он за работой, как весна на землю пришла. Королевский сад благоухал запахами цветущих яблонь, груш и вишен. Деревья будто феи небесные разоделись в пушистые розовые, красные, светло-кремовые и золотистые наряды. Не удержался Поль, выпрыгнул через окошко в сад и пошел по тропинке меж деревьев. Лучи весеннего солнышка скользили по веткам яблонь и наполняли их лепестки таким теплым сиянием, что юноша глаз не мог оторвать. «Вот такую красоту я хотел бы выткать на своем гобелене!» — подумал он и вдруг увидел за кустами зацветающей сирени молодую красавицу в светло-дымчатом зеленом платье и венке из всех цветов сада. Поль и не заметил, как она появилась в саду, словно с небес соскользнула с солнечными весенними лучами. Поклонился он ей до самой земли и произнес восторженно:

— Как Вы прекрасны!

Улыбнулась красавица ласково, и заблагоухал еще сильнее сад.

— Я царица Весна! По нраву ли тебе, Поль, обновы весенние, что выткала я для сада королевского?

— Ничего не видел я прекраснее, царица милая. Мне бы красоту эту дивную выткать на моем гобелене. Да только нет у меня таких красок, — ответил юноша.

— Хорошо, — сказала царица Весна, — чтобы желание твое исполнилось, я подарю тебе свои краски, — и с этими словами протянула она Полю моток тончайшей разноцветной пряжи для гобелена.

— В мотке этом все цвета весны собраны. Только торопись, Поль. Краски мои яркость сохраняют, пока я на земле властвую.

— Да мне и так торопиться надобно. Король отрубит голову, если не завершу работу через два месяца, — ответил Поль и, бережно прижимая моток пряжи к груди, побежал назад в свою комнату.

Он быстро распустил гобелен победы и начал ткать цветущий весенний сад. Дни и ночи, не разгибаясь, работал Поль.

Весенний ветерок через открытое окошко приносил в его комнату лепестки цветущих деревьев, которые будто по волшебству превращались в новые нити. А на рассвете пел ему соловей о царице Весне, и тогда чувствовал юноша ее незримую помощь. В самый последний день весны и за час до назначенного королем срока гобелен был готов. Когда слуги торжественно внесли его в зал приемов и расстелили на полу перед королем и придворными, все ахнули. Пронизанные лучами весеннего солнца, словно живые, вытканные деревья и цветы рассказывали всем о весеннем торжестве природы. Долго смотрел король на гобелен, и из его глаз катились слезы. Впервые в жизни он стал свидетелем победы, не оставившей после себя кровавые страшные следы разрухи и запустения. Это была единственная победа, достойная быть запечатленной — победа счастья, обновления и красоты!


 *   *   *

 

Сказка "Чудесный парикмахер"

Творческое задание «Рассказ парикмахера»

Пригласите на занятие знакомого парикмахера. Дети должны взять у парикмахера интервью по вопросам:

• Почему вы решили стать парикмахером?

• Кого вам труднее стричь: женщин или мужчин?

• Что в вашей работе самое трудное, легкое, интересное?

• Что вы испытываете, когда смотрите на людей, которых только что подстригли?

• Были ли в вашей жизни случаи, когда вам не удавалась стрижка?

• Что помогает вам в Вашей работе?

Вопросы парикмахеру по очереди задают все дети.

 

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

• Любите ли вы бывать в парикмахерской?

• Что вы испытываете, когда вам делают стрижку?

• Что вы чувствуете, когда выходите из парикмахерской с новой стрижкой? Когда вы видите новую стрижку у ваших близких или друзей?

• Какие женские и мужские стрижки вам больше всего нравятся, и почему?

• Какие новые методы, приборы и инструменты появились в этом веке в области парикмахерского искусства? (Педагог дополняет ответы детей информацией из справочника по парикмахерскому искусству)

• Как необходимо ухаживать за своими волосами, чтобы они украшали лицо?

• Как вы ухаживаете за своими волосами?

• Должен ли парикмахер уметь лечить волосы, или он должен уметь только делать прически?

 

Прочитайте сказку:

Чудесный парикмахер

Л.Скребцова

Давным-давно жил в одном большом городе старый парикмахер. Был он искусным мастером, и многие горожане стремились попасть в его умелые золотые руки. Его прически удивительно шли людям и украшали их лица. Жить бы старику да радоваться, но сын лоботряс не давал ему покоя. Целыми днями двадцатилетний Мартин то веселился с приятелями, то отсыпался с утра до ночи.

— Сам виноват, избаловал его, вот теперь и мучаюсь, — горестно вздыхал старик.

Жена его умерла от болезни, когда мальчик был еще совсем маленьким. Отец потакал сыну во всем, и только когда Мартину исполнилось восемнадцать лет, решил обучить его своему ремеслу. Но сын и слушать не хотел ни о какой учебе.

— Куда спешить, папенька, молод я еще, чтобы с утра до ночи людям головы брить, — говорил он отцу таким тоном, что у того сразу же опускались руки.

Однажды старый парикмахер занемог и целый день не вставал с постели, а когда Мартин вернулся с гулянки домой, старика уже не было в живых. Долго плакал Мартин над умершим отцом, да былого не воротишь. Похоронил он батюшку и решил, что время ему пришло стать парикмахером. Достал отцовские инструменты, надел фартук и стал ждать посетителей. Первое время по старой памяти люди еще заходили в парикмахерскую, но Мартин стриг их так уродливо, что очень скоро у него не осталось ни одного посетителя.

Закрыл тогда Мартин парикмахерскую и стал прожигать по кабакам отцовские сбережения.

— Не позорь, Мартин, имя отца, одумайся, пока не поздно, — стыдили его соседи, а Мартину хоть бы хны, отмахивается от них, как от мух назойливых:

— Вам то что? Это мое дело, как хочу, так и живу!

Неизвестно, сколько бы еще длилась такая разгульная жизнь, если бы с Мартином не произошло одно удивительное событие.

В тот день он вернулся домой под утро и, забыв запереть за собой входную дверь, не раздеваясь, завалился спать. Вдруг сквозь сон слышит он женский голос, нежный-нежный, как колокольчик:

— Есть кто в парикмахерской?

Мартин протер глаза и нехотя поднялся с кровати. Вставать ему совсем не хотелось, однако делать нечего. Неумытый, в помятой одежде он предстал перед своей посетительницей и обомлел. Перед ним стояла девушка с каштановыми волосами необыкновенной красоты: они спадали с ее плеч мягкими пушистыми волнами до самого пояса.

— Добрый день, я хотела попросить Вас подстричь мои волосы, — попросила она.

— Неужели Вам не жаль расставаться с такими чудесными волосами? — удивился Мартин.

— Вовсе нет, мои волосы отрастают мгновенно, — улыбнулась девушка.

Мартин усадил девушку в кресло, увидел в зеркале ее лучистые карие глаза, и вдруг ему стало стыдно за свой вид.

Он вздохнул, засучил рукава и принялся за работу. Однако тупые ножницы отказывались резать, а у расчески не хватало зубчиков. Мартин взмок от усилий, пока пядь за пядью стриг волосы девушки, иногда дергая их так сильно, что та даже вскрикивала. Наконец, волосы стали намного короче, но они свисали такими неровными прядями, что, посмотрев на себя в зеркало, девушка вежливо попросила:

— Не могли бы вы теперь подравнять мои волосы, боюсь, что с такой стрижкой мне нельзя будет показаться на улице.

Мартин покраснел как рак и впервые пожалел, что ничему не научился у своего отца. Он снова взялся за ножницы и расческу, но волосы никак не хотели слушаться горе парикмахера.

— Я пытался сделать вам самую модную стрижку, но, видно, мои инструменты пришли в негодность, — пробормотал он виновато.

Девушка, молча, поднялась с кресла и вышла за дверь. Мартин бросился вслед за ней, но, увы, прекрасная незнакомка исчезла, будто растаяла. Он вернулся в парикмахерскую, бережно собрал с пола ее пушистые локоны и сложил их в шкатулку. С этого дня юноша потерял покой. Он то и дело вспоминал лицо девушки, и в надежде увидеть ее снова часами бродил по городу

Однажды, обессилев от долгих поисков, он вернулся домой и погрузился в тревожный сон. Вдруг чей-то знакомый голос прошептал: «Мартин, стань мастером своего дела, и когда-нибудь ты увидишь меня снова». Мартин сразу проснулся, но в комнате никого не было: таинственная незнакомка приходила к нему во сне.

На другой день Мартин поступил в ученики к одному из старейших городских парикмахеров и с этого дня терпеливо и настойчиво стал постигать тайны парикмахерского искусства.

— Запомни, Мартин, — рассказывал юноше парикмахер, — в далеком прошлом парикмахеры не только причесывали и стригли людей, но и лечили их от разной хвори: делали кровопускание, залечивали раны и даже вырывали зубы. Хороший парикмахер и сейчас своим ремеслом радует и лечит душу человека. Иногда стоит лишь слегка подравнять волосы, и человек чувствует себя так, как будто жизнь заново начинает. Если посетитель выходит из твоей парикмахерской с улыбкой на лице, значит, руки твои потрудились на славу.

— Как вы много знаете и умеете, учитель, — восхищался Мартин.

— А ведь я когда-то у твоего отца учился, юноша. Он заставлял нас читать книги об этом древнем ремесле и научил гордиться парикмахерским искусством.

Мартин покраснел и, вернувшись домой, впервые открыл отцовский шкаф с книгами. Теперь он частенько засиживался допоздна, не в силах оторваться от увлекательного чтения. Он узнал множество интересных вещей: что, например, в древности парикмахеров называли волосочесами, потому что тогда они умели только расчесывать волосы, а позднее — причесниками, когда они научились делать незамысловатые прически. Мартин даже завел тетрадь, куда стал срисовывать самые интересные прически.

Наконец, учитель разрешил Мартину работать самостоятельно. Первой его посетительницей была дама очень с толстыми щеками. Она уселась к юноше в кресло и недоверчиво покосилась на него. Мартин вспомнил красивую прическу одной богатой купчихи, которую видел на старинной гравюре. Она так ловко скрывала толстые щеки купчихи, что Мартин сначала их даже не заметил.

Юноша бережно прядь за прядью постарался воплотить прическу со старинной гравюры. Сделав несколько неуловимых движений ножницами и расческой в одном месте, убрав волосы в другом, Мартин очень скоро закончил прическу. Дама удивленно посмотрела на себя в зеркало и радостно произнесла:

— Какое у меня стало благородное лицо, я всегда о таком мечтала.

— Н-да, совсем недурно, дорогой Мартин. У вас богатая фантазия, — похвалил юношу учитель, когда довольная дама ушла.

Вскоре Мартин вернулся в отцовскую мастерскую. Сначала жители города побаивались доверять свои волосы юноше, но постепенно мастерская отца вернула свою былую славу. Пальцы Мартина научились безо шибочно определять мягкость волос, их толщину и гибкость, и каждый посетитель уходил от него с каким-то полезным советом.

— Чтобы избавиться от перхоти, необходимо один или два раза в неделю тщательно массажировать голову.

— Лучше, если вы будете красить голову хной или басмой. Эти растения не только окрашивают волосы, но и чудесно питают их корни.

Однажды вечером на глаза Мартину попалась старинная отцовская книга об искусстве изготовления париков, и он вдруг вспомнил, что когда-то его батюшка делал для актеров и актрис чудесные парики, которые невозможно было отличить от настоящих волос.

«Что если мне самому сделать парик из волос прекрасной незнакомки? Он стал бы для меня живой памятью о ней», — подумал Мартин и принялся за дело.

Вскоре прекрасный женский парик из пышных каштановых локонов был готов, и Мартин поставил его на свой рабочий столик.

На другой день в парикмахерскую зашла одна худенькая рыжеволосая девушка. Она выглядела очень расстроенной.

— Сударь, вся округа говорит о вас, как о настоящем волшебнике. Умоляю Вас, сделайте из моих слабых волос настоящую прическу! Сегодня вечером король устраивает бал в честь совершеннолетия молодого принца. Но как я могу показаться во дворце с такой головой? — всхлипывая, объяснила девушка.

Мартин усадил девушку в кресло и ласково сказал:

— Конечно, я постараюсь Вам помочь. У вас прекрасный солнечный цвет волос, и вам на удивление идут веснушки.

Девушка перестала плакать, и на ее лице появилась очаровательная улыбка. Мартин, не долго думая, принялся за дело. Сначала он подстриг длинную челку, из под которой показался гладкий выпуклый лоб. Затем прядь за прядью завил тонкие золотые волосы и взбил их в локоны. Будто легкое пышное облако поднялось на нежной головке. Потом он приподнял волосы и подвязал их шелковой ленточкой, обнажив нежную шею. По вискам он оставил две длинные веселые завитушки, напоминающие грациозные сережки. Когда девушка посмотрела на себя в зеркало, то ахнула от восторга и радостным голосом произнесла:

— Вы действительно настоящий волшебник. Я еще никогда не была такой красивой. Просто не знаю, как расплачусь с вами, ведь у меня всего несколько мелких монет

— Подравнять вашу челку и завить локоны мне не составило большого труда, и я не возьму с вас денег, — сказал Мартин и заботливым голосом добавил:

— Ну, бегите же. — И не забудьте быть осторожной со своей прической.

На следующее утро девушка снова пришла в парикмахерскую и рассказала Мартину:

— Бал бы чудесным, и принц танцевал со мной целых пять раз. Он пригласил меня завтра на прогулку по королевскому парку, но... — и девушка замялась.

Мартин посмотрел на нее и сразу все понял: пышное облако золотых волос будто растаяло, и от ее вчерашней прически не осталось следа.

— К сожалению, для такой прически ваши волосы слишком слабы, — виновато произнес он.

— Ах, если бы у меня были такие же чудесные волосы, — неожиданно воскликнула девушка и, не дожидаясь разрешения, взяла со столика парик и надела его на свою головку. Однако парик совсем не шел к ее милому личику, и она быстро сняла его.

— Ой, скорее посмотрите на свои волосы, — изумленно воскликнул Мартин.

Девушка посмотрела на себя в зеркало и застыла как завороженная. Ее слабые безжизненные волосы неожиданно погустели и словно мягкие пушистые волны плавно заструились по ее плечам. Завивать такие волосы теперь не имело никакого смысла. Девушка тихо плакала от радости, а Мартин понял, что парик из волос таинственной незнакомки обладает волшебной силой.

Вечером, когда Мартин собирался ужинать, в парикмахерскую постучались. За дверью стояла сгорбленная некрасивая старуха, одетая в лохмотья, с седыми растрепанными космами и ввалившимися глазами.

— Простите, юноша, я изнемогаю от усталости и голода. Без чашки горячего супа с куском хлеба я не смогу продолжить свой путь, — произнесла она скрипучим голосом.

Мартин хотел сказать, что у него парикмахерская, а не постоялый двор. Но вид у старухи был таким жалким, что он не посмел ей отказать. Юноша усадил старуху и отдал ей свой ужин. Поев, старуха принялась оглядываться по сторонам, и неожиданно взгляд ее упал на один из альбомов Мартина с рисунками разных причесок. С любопытством полистав его, она сказала:

— Как бы мне хотелось, чтобы одна из этих чудесных причесок украсила мою голову.

— Почему бы и нет, сударыня, — произнес Мартин. — Я с удовольствием сделаю Вам замечательную стрижку.

— И вам не будет противно возиться с моими седыми, спутанными волосами? — удивленно спросила у него старуха.

— Противных волос не бывает, сударыня, любые волосы могут украсить лицо человека, — ласковым голосом ответил Мартин и усадил старуху в кресло перед зеркалом.

Сначала он тщательно промыл ее волосы мягким травяным отваром крапивы с ромашкой... Затем осторожно, чтобы не сделать старухе больно, расчесал их, и только после этого принялся за стрижку. Неожиданно прямо на его глазах седые старческие волосы приобрели каштановый оттенок и стали шелковистыми. Взгляд Мартина упал на лицо старухи, и он обомлел: в кресле перед ним сидела и ослепительно улыбалась прекрасная незнакомка.

— Я вернулась, Мартин, потому что ты стал искусным мастером и добрым человеком, — произнесла она ласково и добавила:

— Это я послала к тебе рыжеволосую девушку, которой ты подарил красивые волосы. Теперь она, наверняка, станет женой принца.

— Но волосы ей подарил не я, а волшебный парик из Ваших волос, — скромно возразил Мартин.

— Мартин, парик стал волшебным благодаря твоим золотым рукам и чуткому сердцу, — ответила незнакомка и добавила:

— Теперь, наконец, я могу открыть тебе свою тайну: я фея из волшебной страны мастерства. Я путешествую по свету и помогаю людям находить свое счастье.

— Милая фея, неужели Вы снова оставите меня одного? — встревожился Мартин.

— В самых разных уголках земли, Мартин, люди нуждаются в моей помощи. Но я навсегда останусь в твоем сердце, и своим чудесным мастерством ты подаришь людям еще очень много счастья!

 

Вопросы и задания к сказке:

• Кому еще и как поможет добрая фея из волшебной страны мастерства?

• Каким должен быть искусный парикмахер, и какими знаниями он должен владеть?

• Знаете ли вы, чем и как люди лечат слабые волосы? Стоит ли лечить волосы? Какие волосы кажутся вам роскошными?

 

Игра «Качества парикмахера»

Педагог достает карточку с названием какого-либо качества. Дети должны подумать, стоит ли парикмахеру иметь то или иное качество, и объяснить для чего. Например, парикмахер должен быть внимательным, потому что только внимательно рассмотрев человека, можно сделать прическу, которая украсит его лицо. Парикмахер должен быть храбрым, не бояться экспериментировать и делать такие прически, которые до него еще никто не делал. Парикмахер должен быть общительным, чтобы человек во время посещения парикмахерской не скучал. Первый ответивший, для чего парикмахеру нужно то или иное качество, получает карточку с названием данного качества. Набравший большее всего карточек получает звание «Знатока парикмахерского дела» и награждается призом.

 

Творческое задание «Чья это стрижка»

Дети вытягивают листочки с именами друг друга. Каждый должен описать стрижку, которая, по его мнению, украсит лицо того из детей, имя которого он вытянул на листочке. Дети не должны подписывать свои листочки. Затем каждый описывает стрижку, о которой он мечтал. После этого педагог собирает листочки и по очереди зачитывает их детям. Дети должны сравнить мнение своего друга и свое собственное.

 

Сценка «В парикмахерской»

Поделите детей на пары и попросите их придумать сценку-диалог между парикмахером, у которого есть какой-либо волшебный инструмент, например: ножницы, расческа, лосьон, и посетителем парикмахерской.

 

Задание на дом

Представьте, что к Вам попал волшебный парик, делающий волосы густыми и красивыми. Нарисуйте свой портрет, после того как вы примерили этот парик.

 

*   *   *



Сказка "ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ О CАДОВНИКЕ"

Игра «Что растет в саду»

Один из детей — садовник. Он выходит на середину круга. Остальные получают карточки с рисунками разных цветов, фруктов и овощей. Дети по очереди рассказывают о своем цветке, фрукте или овоще, не называя его. Садовник должен угадать, о чем идет речь. Если цветок, фрукт или овощ угадан, он переходит в корзинку к садовнику — ребенок отдает ему свою карточку. Задача садовника — набрать в свою корзину как можно больше даров сада.

Игра может проигрываться несколько раз с разными садовниками. Самый удачливый тот садовник, который наберет самую полную корзину.

БЕСЕДА

Вопросы и задания для беседы:

Есть ли у вас свой сад или огород? Кто за ним ухаживает?

Отличаются ли по вкусу овощи и фрукты, выращенные своими руками от овощей и фруктов, купленных в магазине?

Что должен знать, по-вашему мнению, каждый хороший садовник?

Каким человеком должен быть хороший садовник? Расскажите о каком-либо своем знакомом садовнике.

Хотели бы вы изучать в школе науку о том, как возделывать сад и огород? Если бы вы были директором школы, как бы вы организовали обучение детей этой науке?

 

Прочитайте сказку:

ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ О CАДОВНИКЕ

Н.Абрамцева

Много-премного лет назад жил маленький-премаленький удивительный городок. В нем вокруг каждого дома рос сад: яблоневый, или черешневый, или грушевый, или персиковый, или еще какой-нибудь. Жители городка очень любили навещать и приглашать друг друга к себе. По делам и просто так. Каждый день они писали письма: «Уважаемый сосед (в маленьком городке все соседи)! Вы давно не заходили в черешневый дом!» Или «Дорогой друг (в городке все были друзьями)! Вас ждут хозяева в яблоневом саду».

А почтальону говорили:

— Будьте добры, пожалуйста, отнесите письмо тому- то или тому-то. Почтальон ничего не путал, ведь городок совсем маленький. Но однажды случилась неприятность. Почтальон нес три очень важные записки с просьбой зайти: пекарю — к хозяйке яблоневого сада, гончару — в дом вишневый, аптекарю — в персиковый.

И вдруг налетел ветер. А у ветра было в тот день озорное, почти разбойничье настроение.

Вырвал ветер у почтальона записки-приглашения, перемешал и унес. Полетели письма, а потом ветер осторожно опустил их в сад... садовника. Так уж захотел ветер. Садовник уже очень давно выращивал цветы. Разные. Красивые.

Некрасивых цветов не бывает. Цвели в саду садовника желтые и белые нарциссы, красные розы, белые и розовые маргаритки...

Когда у кого-нибудь из горожан был день рождения, или другое торжество, или просто хорошее настроение — каждый мог прийти к садовнику и для каждого он подбирал цветы.

А калитка сада, увитая крупными голубыми вьюнами, с удовольствием пропускала всех-всех. Сам садовник никогда цветов не разносил. Даже в гости ни к кому не ходил. Потому что каждому самому было приятно зайти в его чудесный сад, единственный в городе цветочный сад.

Оттого и удивился садовник, когда к нему прилетели просьбы-приглашения зайти к хозяевам яблоневого, вишневого и персикового садов. Откуда было знать садовнику, что не его ждали, а пекаря, гончара и аптекаря. Ведь письма начинались словами: «Уважаемый сосед...»

Садовник приготовил несколько разных букетов, потому что не знал, какие цветы нужны, и осторожно уложил букеты в корзину. Сначала он решил зайти в яблоневый дом. Радостно, но удивленно встретила хозяйка садовника.

— Ах, какая приятная неожиданность! Сейчас должен прийти наш уважаемый пекарь. Я собиралась заказать ему шесть булок с маком, потому что я жду в гости дорогих тетушек.

Теперь удивился садовник и показал случайно попавшую к нему записку, предназначенную пекарю.

— Ах, — всплеснула руками хозяйка, — я, конечно, очень рада вам, досточтимый садовник. Но как же быть с булочками для тетушек?

— Да, — сказал садовник, — кажется, произошла большая неловкость. Я, право, сожалею, но я, право, не виноват. А булочки... Может быть, это в какой-то степени заменит вашим тетушкам булочки?

И садовник вынул из своей корзины большущий букет золотых шаров. Их золотые шапочки немного походили на золотистые булочки.

Сейчас самое время сказать, что «цветы были волшебные, а потому незамедлительно превратились в булочки», но я рассказываю не сказку, а правдивую историю, и потому цветы остались просто цветами.

А садовник поднял свою корзину с цветами и отправился в вишневый сад. Но там, как ты знаешь, ждали гончара. Потому что у главного кувшина в доме, у кувшина для молока, отбилась ручка. Потому хоть и рады были садовнику, но...

Красные обыкновенные тюльпаны, которые подарил садовник хозяйке сада, не превратились в новый, такой нужный кувшин. Просто цветы не умели превращаться в полезные вещи.

А вот и персиковый сад. Его хозяева с нетерпением ждали аптекаря, потому что у их дочери очень болела голова. Не было у садовника целебной настойки, а потому лучшее, что он мог подарить девочке, был букет светло-лиловых фиалок. ...И вот вечер. Грустит садовник в своем чудесном саду. Кажется, что подвел он хозяев и яблоневого сада, и вишневого, и особенно персикового...

Вдруг скрипнула калитка, задрожали граммофончики вьюна. И в сад вошла хозяйка сада яблоневого. Женщина держала в руках огромное расписное блюдо, полное чудесных красных и желтых яблок.

— Милый садовник, — сказала она, — большое-пребольшое спасибо, а эти яблоки шлют вам мои тетушки. Им так понравились ваши золотые шары, что они решили поселиться в нашем городе насовсем. Садовник очень обрадовался и очень удивился. И вновь задрожали голубые вьюнки на калитке. Пришла хозяйка вишневого сада. Она принесла красивый пирог с вишнями.

— Милый садовник, — сказала она, — кувшин для молока — вещь, конечно, незаменимая и необходимая, но, когда мы поставили в кувшин с отбитой ручкой ваши красные тюльпаны, нам стало ясно, совершенно ясно, что для молока нужен просто другой кувшин. Доволен садовник, что и говорить. .

И снова задрожали голубые вьюны на калитке. Прибежала девочка из персикового сада. Прибежала, высыпала в траву из своего передника розовые персики.

Ах, садовник! Уважаемый садовник! Голова у меня не болит! Совсем! Эти фиалки! Ваши фиалки! Разрешите мне завтра, и послезавтра, и потом, и каждый день приходить к вам за фиалками.

И убежала. Один остался садовник. Задумался. Не понимал он, как сумел заменить и уважаемого пекаря, и умелого гончара, и почтенного аптекаря. Ведь он просто садовник, просто цветы выращивает.

Одной простой вещи не знал садовник: не бывает цветов просто. Все цветы чудесные. Все цветы волшебные.

Не веришь? А ты поверь. Я не сказку рассказываю, а правдивую историю.

 

Вопросы и задания к сказке:

Какими качествами и навыками должен обладать садовник, чтобы все цветы и деревья в его саду были счастливы?

Если во дворе вашего дома будет разведен фруктовый сад, что изменится в жизни его жителей?

Если бы вы были садовником, какие цветы вы вырастили бы в своем саду?

Были ли в вашей жизни случаи, когда цветы улучшали ваше настроение или помогали вам выздороветь?

Представьте, что вместе с садовником из сказки вы работаете в его чудесном саду. Расскажите, как и чем вы ему будете помогать.

Расскажите о волшебном цветке, приносившем людям счастье, и придумайте ему имя.

 

Письменная работа «Идеальный садовник»

Дети делятся на группы. Одна группа представляет овощи, другая — фрукты, третья — цветы, четвертая — садовые ягоды. Каждая группа должна описать портрет садовника своей мечты. Затем дети пишут сочинение на тему «Идеальный садовник».

 

Игра «Садовник-лекарь»

Один из детей — садовник, остальные получают карточки с рисунками разных фруктов, овощей или цветов. Каждый от лица того или иного обитателя сада рассказывает садовнику о своей проблеме. Садовник должен ответить, как он будет лечить разных обитателей сада.

Например: ягоды малины несладкие; моркови тесно на грядке и т.д. Если моркови тесно на грядке, ее надо прополоть; если ягоды малины несладкие, ее кусты надо пересадить на более светлое место и т.д. Если садовник не знает, как помочь разным овощам, фруктам и цветам, он получает штрафное очко. Самый лучший тот садовник, который наберет меньше всего штрафных очков. После игры педагог вместе с детьми более детально обсуждают, как помочь разным обитателям сада.

Примечание: педагог заранее готовит информацию о том, как правильно ухаживать за садовыми и огородными культурами.

 

Творческое задание «Мы садовники»

Разделите детей на несколько групп. Одна группа рисует букет цветов из сада; другая — придумывает рецепт праздничного фруктового торта из фруктов, выращенных в саду: третья — придумывает рецепт витаминного салата из овощей, выращенных на огороде, четвертая — придумывает название для нового сорта дынь или арбузов и рассказывает, чем этот сорт отличается от остальных и т.д.

Задание на дом

Прочитайте в энциклопедии информацию о цветах и растениях, которые садовник вырастил в своем саду, нарисуйте их и подготовьте о них небольшой рассказ.


*   *   *


 

Сказка "Фея Нежности"

Пошла Настенька на лужок возле дома. Солнышко припекало, и Настя спряталась в тени куста на краю лужка. Рядом с кустом было прохладно, сыро, и росло несколько кустиков голубых незабудок. Понравились Насте цветочки голубые, стала она их разглядывать и вдруг увидела крохотную, как мушка, прозрачную девочку с крылышками. Девочка перелетала с цветка на цветок, а потом исчезла.

«Наверное, мне померещилось, – подумала Настенька, - дай-ка я сорву незабудки и дома разгляжу их хорошенько».

Только Настя протянула руку к цветам, как послышался нежный, словно звон серебряного колокольчика, голосок: «Не рви, не рви», и Настя снова увидела прозрачную девочку.

Неужели мушка может разговаривать? – удивилась Настя.

Я не мушка, а фея, - сказала прозрачная девочка с крылышками и выросла до размера Настиного пальчика.

Я могу принимать любой размер, но я, фея Нежности, живу в цветах, и мне удобно быть маленькой.

А почему ты живешь в цветах? – с любопытством спросила Настенька.

Цветов много, я перелетаю с одного на другой и шепчу им нежные слова, чтобы они напоминали людям о нежности.

Моя мама очень любит цветы и часто зовет меня нежными именами: солнышко, малышка и цветочек мой, - сказала девочка.

Наклонись, Настенька, я шепну тебе одно нежное словечко, - прозвенела Фея.

Настенька наклонилась, и фея что-то прошептала ей на ушко, а затем сказала на прощание:

- Никогда не рви незабудки, Настенька. Эти цветочки ничего не забывают, и поэтому я храню в них все самые нежные слова на свете.

Девочка пообещала и побежала домой. Дома она нежно обняла маму и сказала: «Мамочка, ты у меня самая красивая, и я тебя очень люблю».


Вопросы к сказке:

•  В какое время дня у тебя чаще бывает нежное настроение?
•  Вспомни все нежные имена, которыми тебя называют родители, бабушка или дедушка.
•  Как ты думаешь, почему цветы часто дарят людям в праздники и на дни рождения?
•  О чем еще напоминают людям цветы?

 

3. Динамическая пауза " На что похожа нежность"

Дети встают в круг. Педагог говорит: «Давайте вспомним о нежности» Затем педагог читает стихотворение, жестами имитируя каждую строчку, а дети повторяют за ним.

Мама гладит по головке,
Нас целует в щечки,
Обнимает крепко дочку и сыночка.

 

4. Творческое задание «Нежные имена»

Прочитайте детям пословицу: «Нежное слово — что весенний цветок».

Дети встают в круг. Один из них получает цветок нежности (какой-либо красивый цветок), придумывает и говорит нежное имя для кого-нибудь из своей семьи. Затем он передает цветок нежности дальше по кругу. Когда цветок нежности побывает у всех детей, попросите их подарить родным все нежные имена, которые они придумали.

 

5. Упражнение «Круг нежности»

Дети встают в волшебный круг нежности и ласково берут друг друга за руки.

Затем каждый должен рассказать, что ему дарит мамина (папина, бабушкина, дедушкина и т.д.) нежность.

Например: мамина нежность дарит мне радость, снимает усталость, помогает забыть о неприятном, усыпляет и т.д.

 

6. Итог

По окончании занятия проводится краткая беседа, в которой педагог напоминает детям следующее:

•  Быть нежным, значит поступать так, чтобы люди видели твою доброту.
•  Любовь родителей, красота природы, музыка рождают в нас нежность.
•  Нежность проявляется в прикосновении, словах, интонациях, мыслях.


*   *   *


 Сказка "Где растут горькие арбузы"

Алиска так боялась отца, что каждый раз пряталась за шкафом, как только слышала его шаги. Мама расстраивалась и вытаскивала дочку из укрытия.

– Алиса, вылезай, папа тебе ничего плохого не сделает. 

– Федя, посмотри, что ты наделал? Запугал дочку до смерти,  – ругала мама отца.

– Никого я не пугал, просто поучил маленько. Неужели отец не имеет право родную дочку воспитывать. Развели тут антимонии, – ворчал отец.

– Ты бы купил ей подарок какой-нибудь, игрушку или конфетку,  чтоб она тебя не боялась, – попросила однажды мама.

– Я ей арбуз куплю, – вдруг согласился отец. – В наш магазин арбузы привезли. Очередь огромная, но можно постоять. Ну что, Алиса, хочешь арбуз?

Алиска никогда раньше не пробовала арбуз, но она вспомнила свою открытку, на которой малыши-карапузы сидели вокруг арбуза и кушали его ложками. Они все хохотали, и видно было, что арбуз – это очень вкусно.

«Неужели такой арбуз можно купить»? – не поверила Алиска, но кивнула головой.

Алиска шагала, держась за папину руку и ей совсем не было страшно. Увидев очередь возле магазина, отец нахмурился:

– Да тут два часа стоять надо, не меньше.

Он подумал и сказал Алиске:

– Стой в очереди вот за этой тетей. Никуда не уходи. Если через дорогу пойдешь без меня, под машину попадешь. Я схожу по делам и вернусь. Поняла, что я сказал?

Алиска кивнула головой.

– Ты головой не кивай, а повтори, если папа спрашивает, – прикрикнул отец.

– Надо стоять в очереди и никуда не ходить, – пробормотала Алиска.

– Не вздумай ослушаться. Тогда арбуза не получишь, – пригрозил отец и ушел.

Сначала Алиска стояла спокойно. Из дверей выходили люди с зелеными полосатыми арбузами.  «Арбузы не такие большие, как на картинке, но, наверное, такие же сладкие, – размышляла Алиска. –  Если бы арбуз был огромный, как бы мы его домой потащили? Пришлось бы катить. А на второй этаж по лестнице не закатишь, пришлось бы прямо во дворе кушать и всех соседей угощать».

Алиска развеселилась, представив, как  соседи сидят вокруг огромного арбуза и кушают его ложками. В этот момент  она почувствовала, что хочет в туалет. Алиска терпела, сколько могла, но вдруг поняла, что надо бежать домой, иначе случится авария.

«Как же мне через дорогу перебежать, чтобы машина не задавила», – переживала девочка, но увидела какого-то дяденьку и перешла дорогу вместе с ним

Алиска добежала до дома, влетела в квартиру и столкнулась с отцом.

– Папа, я не могла терпеть… хотела объяснить Алиска, но не успела договорить.

Отец схватил дочку за плечи и начал трясти, как тряпичную куклу:

– Я что сказал,  паршивка!?  Я тебе говорил, не ходить через дорогу одной!? Я тебе велел стоять в очереди спокойно!? Почему ушла, отвечай?

– Папа, я не могла... Там дядя, – пыталась объяснить девочка, трясясь от страха.

Но отец разозлился еще больше. Он вынул ремень и начал хлестать Алиску.

Мама нашла рыдающую, избитую Алиску за шкафом и закричала на отца:

– Ты просто изверг, садист. Чтоб больше не подходил к дочке, если не умеешь обращаться с маленькими детьми, – кричала мама.

– Дуры вы все, – сплюнул отец и как всегда ушел, хлопнув дверью.

Мама  посадила Алиску на коленки и стала качать, как маленькую:

– Не горюй, доченька. Мы еще купим с тобой арбуз, самый большой и сладкий.

– Мама, я не хочу арбуз. Он горький, – всхлипнула Алиска.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru