Молчанка
Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.
Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.
Найди «вкусное» слово
Педагог говорит: «Мы сегодня будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных лакомств. Но, выбирая лакомство, нужно помнить, чтобы названия состояли только из двух или трех слогов». Дети предлагают двух- и трехсложные слова — названия разных сладких блюд. Повторять то, что названо другими, нельзя.
Победителем игры считается ученик, назвавший слово-угощение последним.
Подберем куклам одежду
Оборудование: две куклы, одежда для них (или предметные картинки с изображением одежды).
Педагог показывает детям кукол и говорит: «Ребята, давайте дадим имена этим куклам! Договоримся, что имя первой куклы будет состоять из двух слогов, имя второй — из трех (например, Инна и Марина)».
Затем дети рассматривают приготовленную для кукол одежду и определяют, какая вещь может быть предложена кукле Инне (слова-названия предметов одежды должны состоять из двух слогов), а какая — Марине (слова-названия предметов одежды должны состоять из трех слогов). Играют две команды: одна подбирает одежду кукле Инне, другая — Марине.
По окончании игры определяется, насколько правильно была подобрана одежда для каждой куклы.
Кто в каком домике будет жить?
Проводить можно в форме соревнования команд.
Сначала педагог рисует на доске три домика — в них будут жить животные. В первом — будут находиться те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором -г- из двух, в третьем — из трех. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных нельзя.
Выигрывает команда, придумавшая правильно и больше других слов-названий животных.
Цветочный магазин
Оборудование: открытки с изображением цветов.
На наборном полотне выставляются открытки с изображением цветов — это «цветочный магазин», цветные фишки в руках у детей — это «деньги». Педагог объясняет, что каждый может купить для себя цветы* только необходимо правильно рассчитаться с «продавцом» (его роль исполняет сам педагог или кто-то из детей), т.е. отдать за каждый столько фишек-«монет», сколько слогов в слове-названии цветка. Покупать цветы нужно только по очереди.
Выигрывает тот, кому удастся «купить» без ошибок наибольшее количество цветов.
Слог — шаг
Ведущий (педагог или кто-то из детей) дает каждому игроку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»
Игрок должен вспомнить слово, в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовал один произнесенный слог.
Жетон вручается игроку, правильно «прошагавшему» слово.
Полсловечка за тобой!
Педагог, обращаясь по порядку к каждому ученику, произносит первый слог двухсложного слова. Ученик должен закончить слово, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает другой игрок. Назвав два или более слов, начинающихся данным слогом, он может «выручить» выбывшего из игры товарища и ввести его снова в игру.
Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.
Продолжай!
Оборудование: мяч.
Проводится во внеклассное время с небольшой группой детей. У педагога в руках мяч. Произнеся какой-либо слог, он бросает мяч одному из учеников и говорит: «Продолжай». Получивший мяч называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем уже он, называя начало слова — первый слог, бросает мяч другому ученику и т.д.
Ученик, замешкавшийся с ответом или ответивший неправильно, платит фант.
Найди свой круг
Оборудование: мел.
На перемене или на прогулке педагог предлагает детям начертить три круга. В первый становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог; во второй — те, в имена которых ударение на втором слоге, в третий — ударение в именах на третьем слоге.
Педагог предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы дети могли перейти из одного круга в другой (Люда — Людмила, Галя — Галина, Витя — Виталий, Саша — Александр и т.д.).
Победителем считается тот, кто смог предложить большее . число вариантов изменения своего имени и неоднократно побывать в разных кругах.
Путаница
Оборудование: наборы слогов.
Создается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. У него получилось, например, следующее: бары, ва-со, за ко, ба со ка, ро-во-на и т.д.
Детям предлагается исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.
Выигрывает тот, кто правильно предложит большее число правильных вариантов составления слов.
Сложи имена
Оборудование: у каждого игрока — конверт с набором слогов: Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша.
Каждый игрок составляет из слогов, находящихся в его конверте, имена детей. Для этого необходимо помнить, что слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок составит из имеющихся у него слогов имена.
Слоговая цепочка
Оборудование: мел.
Начиная игру, педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам (например, ок — но). Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего (ок — но; но — ра; ра — на; на — вес...). Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.
Кто быстрее?
Оборудование: слова, написанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов-команд).
Игроки каждой команды по одному выходят к доске и отмечают цифрой в своем столбике напротив каждого слова количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки могут насчитываться за найденные у соперника ошибки.
Сортировка слов
Оборудование: у каждого ученика — карточки с трехсложными словами и схемы указатели ударения.
Детям предлагается разложить карточки с написанными на них словами на три группы (с ударением на слоге):
первом;
втором;
третьем.
Выигрывает тот, кто первым правильно разложит все свои карточки.