Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Найди букву

Оборудование: набор букв (печатных, рукописных).

Педагог в произвольном порядке располагает на наборном полотне буквы (каждая из них может встречаться несколько раз). Детям предлагается сосчитать, сколько раз встречается на доске та или другая буква, названная педагогом.

Выигрывает тот, кто в течение всей игры давал наиболее правильные ответы.

 

Сложи буквы

Оборудование: у каждого ученика конверт с несколькими (три—пять) элементами букв, вырезанными из картона.

Педагог предлагает ученикам достать из конверта элемен­ты букв. Из них нужно сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием.

 

Сортировка букв

Оборудование: у каждого ученика на парте три-четыре пары букв (рукописные и печатные), наклеенных или написанных по одной на карточке.

Педагог предлагает ученикам разложить все буквы в три- четыре столбика так, чтобы в одном столбике была одна и та же буква в разном написании. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит все буквы.

 

Кто дальше прошагает?

Оборудование: мел.

Ведущий предлагает детям «прошагать» алфавит, на каж­дый шаг по порядку называя одну букву. При первой же ошибке игрок выбывает из игры, а то, насколько далеко он продвинулся, фиксируется отметкой мелом на полу. Выиг­рывает тот, кто сможет без ошибок «прошагать» весь алфа­вит.

 

Кто точнее?

Оборудование: набор букв.

Педагог вызывает по одному представителю команд и пред­лагает им произвольный набор из пяти букв, которые они как можно быстрее и точнее должны расположить в порядке алфавита. Затем вызывается вторая пара игроков, им также предлагаются комплекты букв и т.д. По сумме результатов определяется команда-победительница.

 

Поможем зверям

Оборудование: картинки, изображающие животных, с под­писями.

Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устро­ить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфа­вита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав ал­фавит.

Примерный материал: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа и др.


Кто за кем?

Оборудование: набор букв.

Каждый ученик, называя свою фамилию, определяет, с какой буквы она начинается и берет соответствующую букву из набора. Если встречаются две фамилии с одинаковой пер­вой буквой, педагог помогает определить, чья фамилия будет первой. Когда все ученики возьмут карточки, учитель пред­лагает им построиться в шеренгу по алфавиту.

Те ученики, которые неправильно определили свое место в шеренге, платят фант.

 

Библиотека

Оборудование: две-четыре стопки книг в зависимости от числа играющих команд.

Каждой команде ведущий дает одинаковое количество книг и предлагает разложить их так, чтобы фамилии их авторов располагались по алфавиту.

Выполнение задания проверяется коллективно. Выигры­вает та команда, которая первой выполнит работу без оши­бок.

 

Подбери букву

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные наборы букв.

Играют две команды. У каждого играющего — набор букв. Педагог показывает картинку, дети поднимают букву, с ко­торой начинается название картинки.

В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, до­пустившая меньше ошибок.

1-й вариант. Педагог показывает букву, а дети из имеюще­гося индивидуального набора предметных картинок показы­вают ту, название которой начинается с показанной буквы.

2-й вариант. Педагог показывает букву, а дети, имена ко­торых начинаются с этой буквы, встают.

 

Лото

Оборудование: предметные картинки (жук, лев, сом, кот, оса, рак), набор букв (ж, с, е, к, к, к, р, в, о, а, т, а, а, л, у, е, м, о, о).

В игре участвуют 2—6 детей. Перед началом игры картин­ки поровну распределяются между игроками, буквы кладут­ся в мешочек (коробку) и перемешиваются. По очереди игро­ки достают буквы из мешочка. Если буквы, вынутой из ме­шочка, в слове нет, ее кладут обратно в мешочек, и следующий участник в игру вступает.

Выигрывает тот, кто первый составил из букв названия ко всем своим картинкам.

 

Наборщики

Оборудование: у каждого ученика — комплект букв.

Педагог называет в беспорядке буквы, дети определяют, какое слово может быть составлено из них и выкладывают его. За правильно выложенное слово ученик получает очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

 

Куда мы пришли?

Оборудование: предметные картинки, схематический ри­сунок ворот зоопарка.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: зебра, окунь, оса, пингвин, аист, рысь, крокодил. На доске нарисованы ворота, верхняя часть у которых разделена на клеточки (по количеству букв в слове зоопарк).

Дети определяют в каждом слове-названии предметной кар­тинки первый звук, находят соответствующую ему букву, вписывают ее в клеточки и читают получившееся слово.

 

Угадай предмет

Оборудование: набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква слова-названия это­го предмета. Остальные буквы слова обозначены точками.

Перед началом игры картинки прикрепляются на доску так, чтобы дети видели лишь недописанные слова. От каждо­го ряда ученики по одному выходят к доске и завершают слова. Далее картинки переворачивают. Если слово соответ­ствует названию картинки, ее забирает ученик.

Выигрывает ряд, сумевший получить большее количество картинок.


Сквозная буква

Оборудование: у каждого ребенка карточки с частично написанными словами.

Педагог предлагает детям вписать на карточки необходи­мые буквы так, чтобы получились слова, например:

* е * * * *

* в * * * *

* е * * * *

* л * * * *

Побеждают в игре пятеро детей, первыми правильно вы­полнившие задание.

 

Буквенная эстафета

Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Первый ученик группы записывает букву и дописыва­ет еще одну, потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получиться слово.

Выигрывает та группа, которая первой правильно написа­ла слово.

 

Стол находок

Оборудование: предметные картинки с кармашками. В них вставлены карточки с названием предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной буквы (на­пример, тиг* вместо тигр и т.д.); набор букв.

Педагог показывает детям картинки с подписями и гово­рит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратить­ся в « стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Дети по очереди выходят к доске, называют картинку, опре­деляют недостающую букву в подписи, берут ее в «столе на­ходок» и ставят на место.

Правильный ответ поощряется фишкой.

 

Какие животные спрятались в чемоданах?

Оборудование: мел.

На доске педагог выполняет схематические рисунки чемо­данов, на которых изображены буквы:

о, к, а, к, ш а, м, ш, а, к е, у, т, п, х и др.

Дети должны прочитать названия животных, которые «спрятались» в чемоданах.

Выигрывает тот, кто быстрее даст правильный ответ.

 

Заполни пропуски

Оборудование: карточки со словами, мел.

Педагог заранее пишет на небольших карточках несколь­ко слов и кладет их на стол так, чтобы дети не смогли прочи­тать написанное. Эти же слова он записывает на доске, но при этом часть букв пропускает, например:

сли-а

ш-л-ш

б-р-з-

р-к-т- и др.

Детям предлагается отгадать, какие слова задуманы педа­гогом, восстановить пропущенные буквы и сравнить их с теми, что записаны на карточках. Выигрывает тот, кто верно уга­дает задуманное слово (слова).

 

Поможем Незнайке

Оборудование: наборы букв.

На наборном полотне выставлены буквы:

а, и, з, м

а, м, м, а

в, л, о, к и др.

Педагог говорит: «Незнайку вызвали к доске и предложи­ли из этих букв составить слова. Долго думал Незнайка, но так ничего и не придумал. Давайте, дети, поможем ему. Кто составит первое слово?...»

 

Живые буквы

Оборудование: набор букв.

1-й вариант. Каждому ряду учеников дается набор букв — на каждого ребенка по одной букве. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в руках.

2-й вариант. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети каждого ряда должны самосто­ятельно определить, что это за слово и выстроить соответ­ствующую шеренгу.

 

Измени слово

Оборудование: наборы букв.

Один из детей выкладывает на доске предложенное педа­гогом слово, например, рак. После этого детям предлагается догадаться, как можно, изменив только одну букву, полу­чить новое слово. Каждый новый найденный вариант выкла­дывается на доске, а его автор поощряется фишкой.

Выигрывает тот, кто предложит последний вариант изме­нения слова.

 

Подбери пару

Оборудование: набор карточек с написанными на них сло­вами у каждого из игроков.

Педагог предлагает детям из имеющихся карточек соста­вить пары слов так, чтоб в каждой паре одно слово отлича­лось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять уче­ников, подобравшие пары слов.

Примерный материал: пар — парк, кот — крот, роза — гроза, рот — крот, сук — стук, ком — корм, каска — краска, зал — звал, лещи — клещи, бор — борщ, ужи — лужи, ужи — ужин, утка — шутка, кран — экран, лапа — лампа, ус — бусы, ос — кос, сорока — сорок, стол — ствол, так — танк, сон — слон, сор — спор, дал — ждал.

 

Подвижные буквы

Оборудование: карточки со словами и набор букв у каждо­го ученика.

Каждый ученик получает карточку с напечатанным на ней словом и буквы, составляющие это слово. Необходимо снача­ла выложить из букв слово, напечатанное на карточке, а за­тем переставить буквы так, чтоб получилось новое слово. Вы­игрывают пять учеников, первыми выполнившие задание.

Примерный материал: липа — пила, кот — ток, нос — сон, лапка, палка, рано — нора, маяк — ямка, карп — парк, марка — рамка, кулак — кукла, лес — сел, кот — кто.

 

Что изменилось?

Оборудование: набор букв.

Педагог выкладывает на наборном полотне слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его, после чего закры­вают глаза, а педагог изменяет слово, добавляя или убирая буквы. Открыв глаза, дети прочитывают слово и определя­ют, что изменилось.

Выигрывает тот, кто первым правильно озвучит произо­шедшие изменения.

Примерный материал: бочка — ночка — точка; репка — лепка — кепка, шапка — папка — лапка; рука — ручка; пара — парта; мишка — миска; город — горох.

 

Что перепутал художник?

Оборудование: карточки со словами и предметными кар­тинками: например, под словом «булка» нарисована белка, далее соответственно: «кот» —кит; «горка» — норка, «мыш­ка» — мишка; «лужи» — лыжи; «ворота» — ворона.

Педагог рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Но... художником был маленький мальчик — рисовал он очень хорошо, а читать правильно еще не научился. Ребятам пред­лагается определить, какие ошибки допустил художник.

Дети по очереди называют картинки, читают под ней сло­во, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивая по буквам пару слов.

Вариант. Может быть устроено соревнование между ря­дами учащихся, тогда за правильный ответ насчитываются очки.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru