Третий лишний
Оборудование: наборы предметных картинок; в каждом наборе два изображенных предмета принадлежат к одной родовой группе, а третий — нет.
Карточки с предметными картинками лежат на столе изображением вниз. Представитель каждой команды (ряда) берет карточку, показывает ее классу, называет лишний предмет и объясняет свой выбор, выделяя общий признак, на основании которого он объединил предметы. За правильный, полный разбор начисляется три очка. Если объяснение неточное — очко передается команде-сопернице, но только в том случае, если ее представитель дополнил ответ нужными сведениями.
Примерный материал: волк, лиса, жук; заяц, медведь, бабочка; тигр, лев, собака; корова, овца, курица; тарелка, хлеб, чашка; шуба, сапоги, куртка; шкаф, диван, телевизор; пенал, книга, кукла; яблоко, апельсин, помидор и т.д.
Найди рифму
Оборудование: игрушки (птичка, мишка, зайка).
Педагог говорит: «Перед вами три игрушки: птичка, мишка, зайка. К названию каждой игрушки мы будем подбирать близкие по звучанию слова. Вначале — к слову птичка. Кто уже догадался? (Синичка, невеличка и т.д.)» Затем дети подбирают слова, соответствующие по смыслу и близкие по звучанию словам мишка и зайка.
Выигрывает тот, кто предложит большее число слов-рифм или самую интересную рифму.
Запомни слова!
Ведущий игры (педагог или кто-то из детей) называет ряд слов (например, 4—6); дети должны повторить их в той же последовательности. Пропуск слов или их перестановка считается ошибкой. В зависимости от задач урока для игры могут подбираться ряды слов, связанных или не связанных друг с другом по смыслу.
Кто? Что?
Оборудование: предметные картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов; карточки с вопросами: «Кто это?» и «Что это?»
1-й вариант. Классная доска делится на две части. На одной из них педагог прикрепляет карточку с вопросом: «Кто это?», на другой — «Что это?». Дети выходят по одному к доске, берут со стола учителя картинку, называют изображенный на ней предмет и ставят к слову вопрос. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим вопросом. Выполнение задания оценивается баллами, которые получает команда (ряд) или отдельный ученик.
2-й вариант. Педагог показывает картинку, дети поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображенный предмет.
Угадай, что не нарисовал художник
Оборудование: предметные картинки, на которых отсутствуют части предметов: лиса без хвоста, дом без окна, лошадь без ушей, портфель без ручки и др.
Педагог поочередно демонстрирует картинки, дети называют недостающие части предметов и ставят вопросы к словам, их обозначающим. Фишкой поощряется наиболее полное и правильное высказывание. Выигрывает тот, кто получил большее число фишек.
Вариант. Для усложнения игры можно подобрать ситуационные картинки, в которых отсутствуют логически обусловленные детали. Например, мужчина колет дрова без топора, мужчины пилят бревно без пилы, дети играют в футбол без мяча и др.
Из отдельных частей собери предмет скорей!
Водящий выходит из класса. В его отсутствие дети договариваются, какой предмет будут загадывать. Вошедшему называют части предмета до тех пор, пока предмет не отгадан.
Затем восстанавливаются по памяти все слова, которые были сказаны и определяется вопрос, на который они отвечают.
Отгадавший называет следующего водящего.
Ванька-встанька
Педагог называет собственные и нарицательные имена существительные. Дети встают, если слово пишется с большой буквы, и садятся (или продолжают сидеть), если слово надо писать с маленькой буквы.
Пять ответов на одну букву
Оборудование: плакат или запись на доске (содержание может быть различным).
Перед началом игры рабочее поле доски делится на части по числу команд (рядов). Представители каждой команды одновременно в соответствии с заданием записывают слова на доске. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее других закончила выполнение задания. Дополнительно оценивается оригинальность подобранных слов.
Примерный материал.
М
Имя мальчика.
Название города.
Название растения.
Фамилия писателя.
Название цветка.
К
Имя девочки.
Название деревни.
Название инструмента.
Название учебной вещи.
Кличка животного.
Найди ошибку.
Педагог произносит ряд слов, обозначающих названия предметов, и допускает одну «ошибку». Дети должны определить, какое слово лишнее в названном ряду и почему. Правильно выполнивший задание игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Примерный материал: кукла, дом, море, вышла, ученик.
Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
Девочка, мел, больше, карандаш, лягушка.
Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
Бежит, книга, окно, веретено, слон и т.д.
Один — много
Оборудование: мяч.
Перед началом игры игроки образуют круг. Ведущий (педагог или ребенок) бросает мяч кому-либо из детей и называет один предмет. Ученик, поймав мяч, должен ответить словом, обозначающим много таких предметов. Поймавший мяч и давший правильный ответ получает фишку.
Найди пару
Оборудование: предметные картинки, с изображением предметов, схожих по назначению.
В игре принимает участие 4—6 детей, которые получают по равному количеству предметных картинок. Начиная игру, один из детей показывает одну из своих картинок и спрашивает: «У кого моя пара?» Соответствующая парная картинка показывается и отдается ходившему игроку. Далее другой игрок показывает свою картинку и спрашивает: «У кого моя пара?» и т.д. После того, как все пары будут найдены, выигрыш присуждается игроку, набравшему больше всех парных картинок.
Примерный материал: чайник — кофейник, настольная лампа — люстра, перчатки — варежки, ранец — портфель, сумка — сетка, стакан — кружка, тарелка — миска, кофта — рубашка, платок — косынка, шляпа — шапка, веник — щетка, носки — гольфы, стул — табуретка.
Сложи имя
Оборудование: десять карточек, на которых напечатаны слоги с большой буквы: Ва, Га, Ле, Ле, Ма, Са, Со! Та, То, То; на других карточках — слоги с маленькой буквы: ля, ля, ля, ня, ня, ня, ня, ша, ша.
Карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Один из играющих выставляет карточку со слогом, другой должен приставить к ней второй слог с маленькой буквы так, чтобы получилось имя мальчика или девочки. Приставлять слоги можно в любое место к карточке (сбоку, снизу, сверху) только так, чтобы получилось лек го читаемое имя. Если играющий не может выбрать слог, чтобы составить имя, то он пропускает свою очередь. Выигрывает тот, кто первым выставит все свои карточки.
Не поддаваться!
Педагог называет слово. Если оно означает имя, фамилию или кличку и, следовательно, пишется всегда с большой буквы, дети поднимают руку. Если же названо слово, которое пишется с маленькой буквы, дети руки не поднимают и молчат.
Когда играет небольшая группа детей, ребенок допустивший ошибку, лишается права участвовать в одном или двух последующих ходах.
Большая буква
Оборудование: набор карточек-заказов для ведущего и карточки с написанными на них словами для игроков.
Ведущий, перемешав свои карточки, делает по ним заказы, например, название реки. Те, у кого есть соответствующие карточки, сдают их ведущему. Игра идет быстро. На заказ могут откликнуться сразу все играющие. Ведущий проверяет поданные карточки и, если кто-нибудь из играющих ошибся, возвращает карточку.
Выигрывает тот, кто первым сдаст свои карточки (не ошибется и не прозевает).
Примерный материал: карточки-заказы для ведущего:
Требуется фамилия писателя.
Требуется фамилия композитора.
Требуется фамилия художника.
Требуется название страны.
Требуется название города.
Требуется название реки.
Требуется название газеты.
Требуется название журнала.
Требуется название сказки.
Карточки для игроков: Чайковский, Левитан, Москва, Россия, Нева, «Огонек», «Колобок», Пушкин, Глинка, Айвазовский, Китай, Санкт-Петербург, Волга, «Веселые картинки», «Дюймовочка», Некрасов, Бетховен, Васнецов, Франция, Киев, Днепр, «Золушка», Крылов, Мусоргский, Репин, Чехия, Волгоград, Обь, «Теремок», Толстой, Римс- кий-Корсаков, Саврасов, Болгария, Одесса, Ока, «Репка», «Известия» и т.д.
Скажи наоборот
Оборудование: мяч.
Педагог объясняет детям правила игры: «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне. Например, я говорю слово "вперед". Какое слово нужно произнести в ответ? (Назад)» Учитель заранее подбирает слова, потому что игра должна идти в быстром темпе. Тот, кто затрудняется подобрать антоним, платит фант.
Примерный материал: мир — война, шум — тишина, утро — вечер, день — ночь, холод — жара, храбрость — трусость, небрежность — аккуратность, враг — друг, болезнь — здоровье, радость — грусть, слабость — сила, старость — молодость, чистота — грязь, злость — доброта, вежливость — грубость, потеря — находка, ложь — правда, труд — безделье, горе — счастье.
Назови слово, близкое по значению
Педагог объясняет, что в этой игре дети должны вспомнить слова, близкие по значению с тем словом, которое он назовет. «Большой», — предлагает учитель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный...»
Варианты определения победителей.
1-й вариант. Каждый верный ответ поощряется фишкой, по окончании игры определяется игрок, давший большее число синонимов к словам и, соответственно, набравший большее число фишек.
2-й вариант. Победитель определяется по последнему названному слову-синониму в каждом задании, он поощряется фишкой. По окончании игры фишки подсчитываются.
Кто внимательнее?
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки с условными обозначениями: Ж (женский род), М (мужской род), С (средний род).
Перед началом игры класс делится на три команды. Игроки каждой команды внимательно выслушивают названное учителем слово и, определив его род, поднимают карточку с соответствующим символом. Выигрывает та команда, члены которой показывали ответы с наименьшим числом ошибок.
Кто скорее?
Оборудование: карточки со словами — существительными первого, второго и третьего склонения.
Педагог между тремя учениками поровну делит набор карточек со словами. Ученики, просмотрев свои карточки, определяют, существительные какого склонения они будут собирать. Далее они начинают по очереди меняться карточками с ненужными им словами. Выигрывает тот, кто первым соберет полный комплект карточек с существительными того или иного склонения.