Что подарил ребятам Чебурашка?
Оборудование: Чебурашка (игрушка или его изображение), корзинка или коробка с игрушками (фруктами, учебными вещами).
Педагог рассказывает: «Чебурашка пришел к нам в гости и принес подарки. Он просит вас угадать, что это за подарки». Далее педагог, не вынимая игрушки из коробки, описывает их, называя признаки сначала одного предмета, затем — другого, третьего и т.д. Отгадавший предмет получает право поиграть с этой игрушкой на перемене.
Назови такой же
Педагог называет предмет и один из его признаков. Дети перечисляют другие предметы, имеющие тот же признак, например: «Цыпленок пушистый. Воротник тоже пушистый, снег пушистый, белка пушистая» и т.д. За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ученик получает поощрительную фишку.
Молчанка
Оборудование: у педагога — карточки со словами, обозначающими признаки предметов, у учеников — карточки с вопросами: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Педагог показывает детям карточку со словом- признаком, ученики молча читают ее и поднимают карточку с соответствующим вопросом. Например: «Глубокая» — «Какая?»; «Прохладный» — «Какой?» и т.д. Кто показал несоответствующую карточку, платит фант (например, после игры называет несколько слов-признаков, отвечающих на тот или иной вопрос).
Что из чего сделано?
Оборудование: набор картинок с изображением предметов, сделанных из разных материалов (дерево, металл, бумага, стекло, мех и т.д.).
Педагог показывает детям картинку и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет? Какой он?» Один из учеников отвечает, например: «Стол сделан из дерева. Он деревянный». За правильный ответ — поощрительная фишка.
Далее учитель спрашивает, какие еще вещи (предметы) с таким признаком знают ученики. За правильные ответы ученики также получают поощрительные фишки.
Подбери картинку
Оборудование: у каждого ученика на парте по шесть картинок: морковь, шар, апельсин, девочка, щенок, забор.
Педагог называет слово, обозначающее признак одного из предметов, изображенных на картинках. Дети должны показать соответствующую картинку или картинки, если названное слово-признак подходит к нескольким предметам. Ответы оцениваются баллами или фишками.
Примерный материал: сочный, веселый, круглый, деревянный, удобный, яркий, вкусный, старый и др.
Времена года
Оборудование: педагог заранее на доске чертит таблицу, в первом столбце которой перечислены времена года, в заголовке второго — записан вопрос: «Какая?», в заголовке третьего — «Какое?»
Перед началом игры дети делятся на две команды. Далее они вспоминают и называют признаки времен года, а капитаны команд записывают их по очереди в таблицу, соблюдая точность в постановке вопросов: «Какая?» и «Какое?» Выигрывает та команда, которая записала больше признаков одного из времен года.
Магазин «Овощи — фрукты»
Оборудование: на доске — изображения двух корзинок и набор предметных картинок (овощи, фрукты).
Педагог-«покупатель» начинает игру. Он говорит, что ему нужен, например, овощ горький, круглый, желтый. Один из учеников-»продавцов», догадавшись, вставляет в корзинку для овощей картинку с изображением лука, после чего он сам становится «покупателем». Если его описание оказывается неудачным, товарищи-«продавцы» помогают ему. Тот, кто оказал наибольшую помощь, становится «покупателем».
Опиши предмет
Оборудование: натуральные предметы: шар, яблоко, кленовый лист, портфель.
Каждому ряду учитель по порядку называет и показывает один из предметов. Ученики должны ответить на вопрос, какой он. Выигрывает тот ряд, в котором играющие назвали больше признаков. При этом указывается полнота и правильность ответа.
Угадай
Класс делится на две команды, в состав одной входят мальчики, в состав другой — девочки. Представитель одной группы говорит: «Я задумал предмет. Он такой-то (называет признаки задуманного предмета). Какой предмет я задумал?»
Представитель другой группы должен угадать задуманное. Затем соперники меняются ролями. Выигрывает та группа, которая дала больше правильных ответов и более удачно характеризовала предметы.
Образуйте прилагательное
В этой игре один ученик называет имя существительное, а другой должен быстро образовать от него имя прилагательное, например: хлеб — хлебный, клен — кленовый и др. Как только кто-то не сможет подобрать к имени существительному прилагательное, он начинает называть предметы, а второй ученик — подбирать к ним имена прилагательные.
Узнай свое слово
Класс делится на три команды: первая получает задание записывать только слова, обозначающие названия предметов, вторая — названия действий, третья — названия признаков. К доске выходят сразу три ученика (по одному из каждой команды). Учитель произносит в произвольном порядке три слова, обозначающие предмет, действие и признак. Ребята записывают выбранное слово в свою колонку. Их сменяют у доски следующие три ученика. Только в конце игры производится проверка слов постановкой вопроса и подсчитываются очки. За каждое правильно выбранное и записанное слово — два очка, за правильно выбранное, но записанное с ошибкой слово — одно очко.