Игра с мячом
Оборудование: мяч.
Ведущий игры (педагог или ученик), бросая мяч кому-либо из игроков, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют наиболее характерное для предмета действие. За неверный ответ или длительную паузу перед ответом игрок платит фант.
Лишнее слово
Педагог называет ряд слов, обозначающих действия, и допускает одну «ошибку» (например, называет предмет или его признак). Ученики должны найти это лишнее слово. За каждый правильный ответ ребенок награждается.
Кто как голос подает?
Оборудование: предметные картинки, карточки со словами.
Слова-названия действий (записанные на заранее подготовленных педагогом карточках или на доске) хором прочитываются детьми. Далее по очереди дети выходят к доске, берут предметную картинку, выбирают название действия, и, совмещая картинку и слово-название действия, говорят, например: «Лягушка (что делает?) квакает».
Правильный ответ оценивается двумя фишками. Если ребенок верно выбрал название действия, но не сумел поставить вопрос, он получает одну фишку, а вторую отдает тому, кто дополнил ответ.
Примерный материал: кот, жук, мышь, медведь, волк, еж, змея, собака, корова, гусь, ворона, воробей, кукушка, поросенок; мурлычет, лает, мычит, воет, жужжит, шипит, пищит, ревет, фыркает, каркает, чирикает, кукует, поет, квакает, крякает, гогочет, хрюкает.
Кто как передвигается?
Оборудование: предметные картинки: лягушка, птица, уж, рыба, конь, слон, заяц, бабочка, улитка, собака, жук, пчела, медведь, кит, черепаха, — по одной у каждого ученика; карточки с названиями действий у учителя.
Перед началом игры группа детей делится на команды. Педагог читает записанные на карточках слова-действия, а к доске выходит тот ученик, у которого имеется изображение соответствующего животного. Он ставит вопрос к слову-действию и отвечает на него, например: «Бабочка (что делает?) порхает» и т.д. Картинка и карточка после ответа остаются у ученика.
Выигрывает та команда, которая первой соотнесет все имеющиеся у ее игроков картинки со словами-действиями.
Кто что делает?
Оборудование: у учителя — набор предметных картинок; у каждого ребенка — карточки со словами-действиями.
Педагог выставляет картинки на наборном полотне. Дети выкладывают карточки с названиями действий перед собой на столе в той последовательности, в какой на доске расположены картинки. Первые пять учеников, быстро и правильно выполнившие задание, поощряются.
Примерный материал: повар, учитель, врач, столяр, садовник, маляр, дворник, пианист, чертежник, ученик, художник, токарь, часовщик; варит, лечит, учит, строгает, сажает, красит, метет, играет, чертит, пишет, рисует, точит, чинит.
Подбери пару
Оборудование: у каждого ученика — карточка с именами существительными и отдельные карточки-полоски с глаголами.
Дети читают слова, записанные на индивидуальных карточках и подбирают к ним соответствующие слова-действия. Выигрывает тот, кто первым правильно составит пары слов.
Примерный материал: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз; капает, плывут, падает, стелется, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Угадай картинку
Оборудование: набор предметных картинок.
На столе у педагога лежат картинки (изображением вниз). Дети делятся на две команды. От каждой команды по очереди выходят игроки, берут картинку так, чтобы никто ее не видел, и характеризуют предмет словами-действиями. Команда, представитель которой дает характеристику предмету, должна его угадать, и тогда она имеет право забрать картинку себе.
Если команда не смогла узнать предмет, значит, ее представитель не сумел достаточно полно и точно его охарактеризовать. Тогда картинка откладывается в сторону.
Выигрывает та команда, у которой к концу игры окажется больше картинок.
Угадай задуманное слово
Ведущий (педагог или ребенок) перечисляет ряд характерных для задуманного предмета действий. Игроки должны отгадать и назвать этот предмет. За правильный ответ игрок получает фишку.
Кто больше подберет слов?
Ученики делятся на две команды. Педагог называет глагол в неопределенной форме. Каждая команда к предложенным глаголам подбирает однокоренные глаголы с приставками, например: лететь — прилететь, залететь, улететь, подлететь, и др. Выигрывает команда, подобравшая большее количество однокоренных глаголов.