Кто где живет?
Оборудование: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.
Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика — домашних животных, вокруг дерева — диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.
Кто придет к медведю в гости?
Оборудование: предметные картинки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка меда, грибов и т.д. Создается игровая ситуация: медведь ждет гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждет медведь.
Кто придет к финишу первым?
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха. Игровая ситуация: животные — спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.
Кто летает (прыгает, бегает, плавает, ползает)?
Оборудование: картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых; пять разноцветных треугольников.
Перед началом игры педагог показывает изображение животного, а дети обсуждают, где оно живет, как передвигается. Далее выбираются пять капитанов, каждый из которых получает треугольники разных цветов; остальные дети получают картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых. По сигналу педагога дети, на чьих картинках изображены животные, которые летают, становятся возле капитана с голубым треугольником, с изображением плавающих животных — с синим треугольником, с изображением бегающих животных — с зеленым, прыгающих — с красным, ползающих — с желтым.
Выигрывает та команда, которая быстро и правильно нашла своего капитана.
Кто на кого похож?
Оборудование: предметные картинки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки: ласточка, стрекоза, акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например, самолет — ласточку, вертолет — стрекозу, подводная лодка, дирижабль — акулу и т.д.
Кто это?
Оборудование: картинки с изображением зверей и птиц.
1-й вариант. Игроки поочередно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.
2-й вариант. Дети становятся в круг. В центре — педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая:
Ровным шагом и подскоком Мы идем в руке рука. Вы скажите — мы покажем. Сделайте... вот так!
После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идет (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.
В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.
Разложи правильно картинки
Оборудование: предметные картинки с изображением птиц.
В игре участвуют две команды.
Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором — птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду — зимующие птицы, а во втором — перелетные.
Кто летает (бегает, скачет)?
Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий — посередине, объясняет: «Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие (например, кот летает) — тогда руку поднимать не нужно».
В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру — ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет.
В конце игры педагог отмечает наиболее внимательных детей.
Зоопарк
Педагог предлагает детям словесное описание животного, дети должны угадать и назвать его.
Охотник
Игры проводят во время прогулки. На небольшом расстоянии от учеников проведена черта. Это — «лес». «Охотник» — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес, буду охотиться на... » и, делая шаг вперед, продолжает: «...зайца». Делая второй шаг, он продолжает: «...медведя» и т.д.
Победителем считается тот, кто дошел до «леса», называя при каждом шаге другого зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается «домой», а на «охоту» отправляется следующий.
Аналогично можно провести игру «Рыболов».