Оборудование: карточки с заданием для каждой группы.
Пример задания: составь задачу по схеме. Сделай только краткую запись.
Ребятам предлагается сочинить по одной задаче к каждой схеме. Выигрывает та команда, которая составит все задачи быстро и правильно.
Методический комментарий.
При проверке правильности составления задачи можно провести фронтальную работу, предлагая участникам других команд выполнить схему к задаче. Если она совпадет с предлагавшейся в условии игры (правильность составления этой схемы контролирует учитель и другие ученики), то команда получает, например, 4 балла, а если не совпадет, но задача составлена верно, то 1 балл. Отметим, что если схема на карточке и текст задачи не идентичны, это означает, что ученики подменили математическое отношение или учли не все данные схемы.
Пример аналогичной игры-соревнования: поставьте к каждому тексту по два вопроса так, чтобы получились разные задачи.
Тексты:
а) в трех часах 180 минут;
б) в контрольной работе 6 примеров, а задач на 4 меньше;
в) в двух корзинах 20 дынь. В первой корзине 4 дыни;
г) в саду распустились 8 кустов роз, а поникли на 4 куста меньше, чем распустились;
д) когда с дерева слетели 4 птицы, на ней остались 12 птиц;
е) мама дала Саше сначала 6 конфет, потом оставшиеся 6;
ж) после того как Паша съел 5 пряников, на тарелке не осталось ни одного пряника.
Объясни решение
Оборудование: карточка с текстом задания.
Пример задания: попробуйте объяснить ученику последовательность действий при решении следующей задачи — найти площадь прямоугольника со сторонами 8 и 6 см:
а) Антону, который не умеет умножать 8 на 6, но знает таблицу умножения в пределах пяти;
б) Боре, который не знает таблицу умножения;
в) Васе, который путает геометрические фигуры (прямоугольник и квадрат) и не умеет умножать числа.
Каждая команда выбирает ученика (Антона, Борю или Васю), которому будет объяснять задание. Затем разрабатывается и записывается алгоритм решения задачи. Презентация результатов работы сопровождается выполнением всех предлагаемых шагов алгоритма, поэтому участники команды при необходимости могут скорректировать решение.
Методический комментарий. Дидактическая цель задания — развить умение составлять развернутый план решения задачи, создать условия для проявления творчества. В данном случае четвероклассники не только составляют перечень учебных действий, но и обосновывают их. Творчество в этом случае проявляется в приложении имеющихся знаний к новой ситуации и составлении алгоритма объяснения решения учебной задачи. Основные затруднения в процессе групповой деятельности состоят в координации конкретных шагов-действий и объединении их в общее решение. Совместный труд, с одной стороны, упрощает работу (много разных идей, действий и вариантов их соединения), с другой — возникают трудности организационного и контролирующего характера. Отметим, что вариант типа А — самый легкий (Антон умеет умножать), а вариант типа В — самый трудный (У Васи отсутствуют необходимые навыки).
Предложим некоторые правильные ответы.
Решение к заданию А:
«Чтобы объяснить Антону, как найти площадь прямоугольника со сторонами 8 и 6 см нужно:
вспомнить, что площадь прямоугольника находится как произведение длины и ширины;
записать пример 8x6—;
использовать распределительное свойство умножения: 8х6=(5+3)х6=5х6+Зх6=30+18=48 (см2);
записать ответ».
Решение к заданию В:
вспомнить, что квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны;
нарисовать квадрат со стороной 1 см.;
вырезать из бумаги много таких квадратов;
сложить из этих квадратов прямоугольник со сторонами 8 и 6 см;
сравнить длину и ширину, убедиться, что получился не квадрат, а прямоугольник;
пересчитать все квадраты со стороной 1 см. Получится площадь. Записать ответ: 48 см2;
вспомнить, что можно найти площадь другим способом (недавно на уроке решали). Для этого нужно длину умножить на ширину;
записать пример 8x6=48 (см2). Мы можем записать этот ответ, потому что нашли площадь той же фигуры, но по-другому;
записать ответ».