Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Оборудование: карточки с заданием для каждой группы.

Пример задания: составь задачу по схеме. Сделай только краткую запись.

Ребятам предлагается сочинить по одной задаче к каждой схеме. Выигрывает та команда, которая составит все задачи быстро и правильно.

Методический комментарий.

При проверке правильности составления задачи можно провести фронтальную работу, предлагая участникам других команд выполнить схему к за­даче. Если она совпадет с предлагавшейся в условии игры (правильность составления этой схемы контролирует учитель и другие ученики), то команда получает, например, 4 балла, а если не совпадет, но задача составлена верно, то 1 балл. Отметим, что если схема на карточке и текст задачи не иден­тичны, это означает, что ученики подменили математичес­кое отношение или учли не все данные схемы.



Пример аналогичной игры-соревнования: поставьте к каждо­му тексту по два вопроса так, чтобы получились разные задачи.

Тексты:

а) в трех часах 180 минут;

б) в контрольной работе 6 примеров, а задач на 4 меньше;

в) в двух корзинах 20 дынь. В первой корзине 4 дыни;

г) в саду распустились 8 кустов роз, а поникли на 4 куста меньше, чем распустились;

д) когда с дерева слетели 4 птицы, на ней остались 12 птиц;

е) мама дала Саше сначала 6 конфет, потом оставшиеся 6;

ж) после того как Паша съел 5 пряников, на тарелке не осталось ни одного пряника.

Объясни решение

Оборудование: карточка с текстом задания.

Пример задания: попробуйте объяснить ученику последо­вательность действий при решении следующей задачи — най­ти площадь прямоугольника со сторонами 8 и 6 см:

а) Антону, который не умеет умножать 8 на 6, но знает таблицу умножения в пределах пяти;

б) Боре, который не знает таблицу умножения;

в) Васе, который путает геометрические фигуры (прямо­угольник и квадрат) и не умеет умножать числа.

Каждая команда выбирает ученика (Антона, Борю или Васю), которому будет объяснять задание. Затем разрабаты­вается и записывается алгоритм решения задачи. Презента­ция результатов работы сопровождается выполнением всех предлагаемых шагов алгоритма, поэтому участники коман­ды при необходимости могут скорректировать решение.

 Методический комментарий. Дидактическая цель зада­ния — развить умение составлять развернутый план решения задачи, создать условия для проявления творчества. В данном случае четвероклассники не только составляют перечень учеб­ных действий, но и обосновывают их. Творчество в этом случае проявляется в приложении имеющихся знаний к новой ситуа­ции и составлении алгоритма объяснения решения учебной зада­чи. Основные затруднения в процессе групповой деятельности состоят в координации конкретных шагов-действий и объедине­нии их в общее решение. Совместный труд, с одной стороны, упрощает работу (много разных идей, действий и вариантов их соединения), с другой — возникают трудности организационно­го и контролирующего характера. Отметим, что вариант типа А — самый легкий (Антон умеет умножать), а вариант типа В — самый трудный (У Васи отсутствуют необходимые навыки).

Предложим некоторые правильные ответы.

Решение к заданию А:

«Чтобы объяснить Антону, как найти площадь прямоу­гольника со сторонами 8 и 6 см нужно:

вспомнить, что площадь прямоугольника находится как произведение длины и ширины;

записать пример 8x6—;

использовать распределительное свойство умножения: 8х6=(5+3)х6=5х6+Зх6=30+18=48 (см2);

записать ответ».

Решение к заданию В:

вспомнить, что квадрат — это прямоугольник, у кото­рого все стороны равны;

нарисовать квадрат со стороной 1 см.;

вырезать из бумаги много таких квадратов;

сложить из этих квадратов прямоугольник со сторона­ми 8 и 6 см;

сравнить длину и ширину, убедиться, что получился не квадрат, а прямоугольник;

пересчитать все квадраты со стороной 1 см. Получится площадь. Записать ответ: 48 см2;

вспомнить, что можно найти площадь другим способом (недавно на уроке решали). Для этого нужно длину ум­ножить на ширину;

записать пример 8x6=48 (см2). Мы можем записать этот ответ, потому что нашли площадь той же фигуры, но по-другому;

записать ответ».

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru