По звуку угадай предмет
Оборудование: ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др.
Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.
Молчанка
Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.
Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.
Найди букву
Оборудование: набор букв (печатных, рукописных).
Педагог в произвольном порядке располагает на наборном полотне буквы (каждая из них может встречаться несколько раз). Детям предлагается сосчитать, сколько раз встречается на доске та или другая буква, названная педагогом.
Третий лишний
Оборудование: наборы предметных картинок; в каждом наборе два изображенных предмета принадлежат к одной родовой группе, а третий — нет.
Карточки с предметными картинками лежат на столе изображением вниз. Представитель каждой команды (ряда) берет карточку, показывает ее классу, называет лишний предмет и объясняет свой выбор, выделяя общий признак, на основании которого он объединил предметы. За правильный, полный разбор начисляется три очка. Если объяснение неточное — очко передается команде-сопернице, но только в том случае, если ее представитель дополнил ответ нужными сведениями.
Что подарил ребятам Чебурашка?
Оборудование: Чебурашка (игрушка или его изображение), корзинка или коробка с игрушками (фруктами, учебными вещами).
Педагог рассказывает: «Чебурашка пришел к нам в гости и принес подарки. Он просит вас угадать, что это за подарки». Далее педагог, не вынимая игрушки из коробки, описывает их, называя признаки сначала одного предмета, затем — другого, третьего и т.д. Отгадавший предмет получает право поиграть с этой игрушкой на перемене.
Игра с мячом
Оборудование: мяч.
Ведущий игры (педагог или ученик), бросая мяч кому-либо из игроков, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют наиболее характерное для предмета действие. За неверный ответ или длительную паузу перед ответом игрок платит фант.
Кто первый?
Оборудование: у каждого ученика — конверт с набором полосок.
Педагог читает предложение, составленное из 2—4 слов. Ученики на партах выкладывают его схему, выделяя условным обозначением (углом) первое слово.
Тот ряд, который первым закончил выполнение задания, получает три очка, второй — два, третий — одно очко. Выигрывает ряд, набравший большее количество очков.
Найди дерево
Оборудование: плоды и листья разных деревьев.
1-й вариант. Педагог описывает внешний вид дерева — его размер, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Дети самостоятельно определяют, что это за дерево и после слов учителя: «Раз, два, три — беги!» — подбегают к нему.
Кто где живет?
Оборудование: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.
Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика — домашних животных, вокруг дерева — диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.
Кто придет к медведю в гости?
Оборудование: предметные картинки.
Какое время года?
Оборудование: картинки с изображением времен года.
Педагог загадывает загадку, а дети отгадывают, о каком времени года в ней говорится, и показывают его изображение.
Палочка, остановись!
Игроки становятся в круг, педагог — в центр. Игра проходит в форме эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том на какую тему будут слова, договариваются заранее: «О чем будем рассказывать?» — «О зиме». Педагог предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (например, морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т.д.
Что сделано руками человека?
Оборудование: предметные картинки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки. Игровое задание выполняют две команды. Первая команда выбирает картинки, на которых изображены предметы, сделанные руками человека, а вторая — картинки с изображением тех предметов, в создании которых человек не участвовал.
Оборудование: 10—12 текстов, 3—4 из которых не являются задачами.
Пример задания (на материале 1 класса):
На дереве сидели 7 галок, 4 улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
В классе 3 девочки и несколько мальчиков. Сколько всего детей в классе?
Масса арбуза 5 кг, а дыни — на 3 кг меньше. Какова масса дыни?
В первом классе 12 учащихся. Сколько учащихся в первом и во втором классе вместе?
Оборудование: карточки с формулировками заданий.
Пример карточки с заданием.
Прочитай. Выбери задание, которое не относится к теме «Нахождение периметра».
1. Измерь стороны прямоугольника.
2. Измерь длину ломаной, изображенной на рисунке.
3. Найди сумму длин сторон прямоугольника.
4. Объясни, почему выбранное задание лишнее.
Оборудование: тексты задач, прочитанные парами.
Пример задания: прослушай задачи. Выбери задачу на построение и реши ее.
Алеша начертил отрезок длиной 6 см, а Витя — отрезок 4 см. У кого из мальчиков отрезок длиннее?
Начерти синий отрезок длиной б клеток, а красный — длиной 4 клетки.
Ученики слушают задачи, выбирают и решают нужную. Затем все вместе проверяют и выясняют, какая команда не допустила ни одной ошибки.
Группировка задач
Оборудование: карточки с текстами задач.
Пример задания: прочитай. Распредели задачи в две группы. Объясни распределение.
Хватит ли проволоки длиной 18 м для того, чтобы сложить квадрат со стороной 40 дм?
Сколько краски потребуется, чтобы покрасить поверхность стола 70 на 40 см, если на 1 дм2 требуется 5 г краски?
Оборудование: небольшие тексты, предварительно составленные учителем и учениками, в которых описываются то или иное математическое отношение, арифметическое действие, свойство, термин.
Пример текста. Термин — остаток деления. Некоторые числа нацело не делятся, в результате их деления получается частное и остаток. Остаток всегда меньше делителя.
Пример шарады об остатке. Он появляется, когда нельзя разделить нацело. Про него известно, что он всегда меньше делителя.
Оборудование: карточки с заданием для каждой группы.
Пример задания: составь задачу по схеме. Сделай только краткую запись.
Ребятам предлагается сочинить по одной задаче к каждой схеме. Выигрывает та команда, которая составит все задачи быстро и правильно.
Методический комментарий.
При проверке правильности составления задачи можно провести фронтальную работу, предлагая участникам других команд выполнить схему к задаче. Если она совпадет с предлагавшейся в условии игры (правильность составления этой схемы контролирует учитель и другие ученики), то команда получает, например, 4 балла, а если не совпадет, но задача составлена верно, то 1 балл. Отметим, что если схема на карточке и текст задачи не идентичны, это означает, что ученики подменили математическое отношение или учли не все данные схемы.
Оборудование: карточка с условиями и вопросами.
Пример задания: из данных условий и вопросов составь все возможные задачи.
Условия:
а) В одной стае 12 птиц, в другой — в 3 раза больше.
б) Первоклассники изготовили 12 кормушек, второклассники — в три раза больше.
Оборудование: карточка с заданием для каждого участника и соответствующая карточка с ответами.
Пример карточки с заданием:
Из чисел
1, 2, 6, 8, 12, 18, 20 выбери и запиши те, которые:
а) делятся на 2;
б) делятся на 3;
в) больше 10, но меньше 20
Оборудование: карточки с числами.
На первом этапе каждый ученик должен придумать задания к данной карточке и записать их прямо на ней. Например, задания к первой карточке-условию: какое число лишнее; какое число нужно убрать, чтобы остались цифры; разбей числа на две группы; какое число нужно дописать, чтобы здесь был записан первый десяток. Задания ко второй кар- точке-условию: дополни числа до результатов табличных случаев умножения на пять; распредели все числа на две группы; выбери числа, которые делятся на 3 и 5, на 5 и 10 и т.д.