Вопросы и задания для самоконтроля
Какие компоненты составляют в совокупности целостную методическую систему обучения математике?
Какие основные цели и задачи обучения реализуются в процессе обучения математике младших школьников?
Какие математические знания, полученные вами в курсе математики, лежат в основе знакомства младших школьников с решением задач на деление?
Перечислите основные понятия, рассматриваемые в начальном курсе математики.
По каким концентрам расположен материал, изучаемый в курсе математики начальной школы?
Охарактеризуйте основные величины, изучаемые в начальном курсе математики.
Какие свойства арифметических действий изучаются в начальном курсе математики?
Чем обосновано концентрическое расположение учебного материала в курсе математики начальной школы?
Что составляет основу содержания начального курса математики?
Какие вопросы (разделы) рассматриваются параллельно с арифметическим материалом в концентре «Числа от 1 до 10» в программе «Начальная школа XXI века»?
Проанализируйте тему «Числа от 1 до 10» в программе «Школа России» и определите математические понятия, которые в ней используются.
Оцените значение использования технических средств обучения на уроках математики. Какая роль отведена техническим средствам в учебно-методическом комплекте?
В чем состоит методическая концепция построения курса математики в программе «Гармония»?
Проанализируйте учебник по программе Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова и охарактеризуйте рассмотрение понятия величины.
Назовите основные формы организации обучения математике в начальной школе.
Какими основными факторами обусловлены структура и план урока? Какие основные виды уроков выделяются?
Как на современном этапе образования определяются понятия «компетентность», «ключевая компетентность»?
Чем вызвана потребность формирования ключевых компетенций младших школьников?
Назовите особенности формирования вычислительных навыков в концентре «Числа от 1 до 10» по программам «Гармония» Н.Б. Истоминой и «Школа 2100...» Л.Г. Петерсон.
Какая из существующих программ обучения, на ваш взгляд, наиболее удачно дает представления о понятиях «больше», «меньше», «равно»? Подтвердите ответ примерами.
В какой последовательности происходит формирование вычислительных навыков в теме «Числа от 1 до 100» по программе «Классическая начальная школа»?
Найдите в учебниках по программам «Планета знаний» и «Перспективная начальная школа» задания, при выполнении которых рассматривается деление двузначного числа на двузначное. Какие теоретические знания лежат в основе их выполнения?
Что понимается под текстовой задачей? Что значит решить задачу? Какова роль текстовых задач в начальном курсе математики?
Найдите в учебнике 1 класса (программа «Школа 2100...» Л.Г. Петерсон) материал, посвященный знакомству со структурой текстовой задачи. Какие методические приемы используются для организации деятельности учащихся?
Проанализируйте учебники по математике (программы «Гармония» и «Начальная школа XXI века»). Опишите варианты организации деятельности учащихся в процессе работы над задачами на нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Найдите в учебниках математики (программы «Начальная школа XXI века», «Школа 2100...») задачи на движение. Назовите основные этапы деятельности учителя по организации работы учащихся.
Охарактеризуйте деятельность учителя по организации обучения учащихся арифметическим действиям с величинами массы тел и емкости.
Приведите анализ содержания учебника программы «Школа 2100...» и покажите, как и в какой последовательности происходит знакомство учащихся с действиями над величинами, связанными с понятием «площадь».
Дайте анализ деятельности учителя в процессе знакомства младших школьников с такими единицами измерения времени, как год, месяц, неделя, век.
Проведите анализ учебника «Школа 2100» и охарактеризуйте последовательность ознакомления учащихся с выполнением арифметических действий над величинами, выраженными в единицах измерения времени.
Существуют ли различия в методике изучения темы «Доли и дроби» в авторских программах? Если да, то с чем это связано?
В каком классе по программе «Школа России» начинается подготовка учащихся к знакомству с понятием «уравнение»?
Раскройте процесс формирования представлений о функциональной зависимости по программе «Школа России».
Проследите процесс знакомства с понятием «уравнение» в программе «Начальная школа XXI века».
Перечислите этапы, выделяемые в изучении числовых выражений по программе «Школа России».
Назовите класс, в котором, согласно программе «Начальная школа XXI века», вводятся термины «выражение», «значение выражения».
В каком классе по программе «Гармония» происходит первичное знакомство учащихся с числовыми равенствами и неравенствами?
Укажите этапы изучения числовых равенств и неравенств.
В каком классе по программе «Школа России» происходит знакомство учащихся с буквенной символикой?
Какие проблемы современного начального образования решаются через использование электронных учебных ресурсов?
Существуют ли различия в содержании изучения геометрического материала в существующих программах? Если да, то какую методическую основу воплотили в себе авторские программы?
Какие компетенции формируются у учащихся при изучении геометрических понятий?
Сравните формирование понятий «угол», «прямой угол» в программе «Начальная школа XXI века» и в программе, разработанной под
руководством Л.В. Занкова (автор И.И. Аргинская). В чем сходство и различие при формировании этих понятий?
Проанализируйте учебники Н.Б. Истоминой и И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской с целью определения общности методов и приемов при формировании понятий «круг», «окружность».
Найдите в учебнике программы «Начальная школа XXI века» для 1 класса задания, для решения которых используется сравнение.
Дайте анализ учебника для 1 класса Н.Б. Истоминой с целью определения системы заданий на классификацию в процессе изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10.
Приведите примеры простейших алгоритмов, которыми учащиеся овладевают в курсе математики начальной школы.
Составьте алгоритмические предписания, которыми учащиеся смогут воспользоваться при решении уравнений.
Приведите примеры словесных предписаний, которые используются при изучении различных понятий начального курса математики.
Составьте алгоритм деления многозначного числа на двузначное число.
Найдите в учебнике для второго класса (программа «Школа 2100...») задания, для решения которых можно составить алгоритм.
Найдите в учебниках «Математика» разных авторов задания на узнавание в данной фигуре знакомых геометрических фигур. Сформулируйте дидактическую цель, реализуемую в ходе выполнения этих заданий.
Проанализируйте геометрические задания по программе «Начальная школа XXI века». Как предотвратить ошибки учащихся, которые они могут допустить при выполнении этих заданий?
Придумайте приемы самоконтроля при выполнении математических заданий.
Составьте упражнения на классификацию, которую можно предложить учащимся для усвоения нумерации чисел.
Охарактеризуйте роль практических работ в процессе изучения геометрического материала.
Проанализируйте эффективность приемов активизации деятельности учащихся в процессе обучения решению текстовых задач.
В чем заключается идея эстетического воспитания на уроке математики в начальной школе?
Назовите приемы формирования универсальных учебных действия при изучении геометрического материала.
Какие методы можно применить при формировании универсальных учебных действий в процессе решения составных задач на пропорциональную зависимость?
Смоделируйте нестандартный урок по математике в начальной школе.
Проанализируйте эффективность использования элементов историзма на уроках математики в начальной школе.
Какой смысл вы вкладываете в понятие «развитие младших школьников» в процессе обучения математике?