Тип урока: урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цели урока: формировать умение вычислять среднее арифметическое чисел.
Планируемые результаты
1. Предметные
-Познакомить со средним значением числа, вывести правило его нахождения;
-Учить объяснять свои суждения;
- Создать условия для развития логического мышления, воображения детей, интереса к предмету;
- Показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
2. Метапредметные
а) Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
-
б) Познавательные:
- формировать вычислительные навыки при работе с многозначными числами;
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)
в) Регулятивные:
- формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
- формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки
3. Личностные:
-формировать положительную мотивацию к обучению;
-формировать представление о многообразии чисел;
- расширять свой кругозор.
Понятия: «среднее арифметическое», «сумма», «слагаемые».
Оборудование: презентация,карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный этап
- Математика интересная, точная и строгая наука. Нам с вами предстоит интеллектуальная работа. Давайте будем внимательными и сосредоточенными. А еще вы узнаете много познавательного о трех столицах: Москве, Лондоне, Париже.
2. Актуализация знаний
- Сегодня урок начнем с работы в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Работать в группах очень просто,
Умей пять правил соблюдать:
Во-первых: не перебивать, когда рассказывает друг,
Быть тишина должна вокруг.
Второе: громко не кричи, а аргументы приводи.
Третье правило: реши – что очень важно, расскажи.
В- четвертых: мало устно знать, необходимо записать.
И в- пятых: подведи итог, подумай, что ты сделать смог.
– Каждая группа получает задание, на выполнение 5 - 7 минут.
1 группа:
Решите задачу:
Мальчик в течение четверти получил следующие отметки: 5, 3, 4, 4, 3, 4, 5, 5, 4, 3. Какую отметку за четверть он может получить?
- Какой будет отметка за четверть? _________________________
2 группа:
Решите выражения:
(240 + 360 + 390) : 3 =… 990 : 3 = 330
(300+270+240) : 3 =… 810 : 3 = 270
(196 + 404 + 180) : 3= … 780 : 3 = 260
- Что общего в этих выражениях? Что вы находили?
3 группа:
Решите примеры, расположите ответы в порядке возрастания.
Р 50 · 3 = … 150 М 254 + 46 = … 300 Н (28 : 4) · 4 = … 16
Ж 70 · 4 = … 280 А 800 – 130= … 670 О 6 · (8 : 4)= … 12
А 90 : 3 = … 30О 350 + 70 = … 420 Н (9 · 5) · 2= … 90
И 2 · 90= … 180 К 640 – 120 = … 520 Д 60 : 10 · 7= … 42
П 100 : 10= … 10 В 270 + 370 = … 640 О 32 : 4 · 9= … 72
С 1000 – 550 = … 450 Л 15 · 2 : 10= … 3
- Что это за названия? Почему именно эти города?
3. Определение темы, целей и задач урока
- Попробуйте сформулировать тему урока.(Тема: Нахождение среднего арифметического в трех столицах»
- Какая цель урока? (Тренировать умение находить среднее арифметическое.)
- Как мы будем добиваться нашей цели? (развивать навыки счёта, решая примеры и задачи; тренировать память и мышление).
- Средние значения чего мы можем найти в наших столицах?
4. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Понятие среднее арифметическое впервые ввел Карл Фридрих Гаусс, немецкий математик. Он родился в семье бедного водопроводчика. Но уже в 21 год, заканчивая обучение в Гёттингенском университете, подготовил фундаментальное сочинение «Арифметические исследования», где и предложил пользоваться средней величиной: средняя скорость, средняя масса, средняя стоимость.
- Где в жизни мы сталкиваемся со средней величиной? (средняя температура, средняя посещаемость чего-то, … ).
5. Первичное закрепление
1) - Давайте уточним, что такое среднее арифметическое? (среднее число)
- Как найти среднее арифметическое? (сумму всех слагаемых разделить на их количество)
- Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в три столицы.
Самостоятельная работа
№ 1. Найдите среднее арифметическое.
а) (285 + 417 + 198) : =
б) ( 12 + 57 + 99 + 32 + 8 +38 + 42 + 56) : =
в) (1147 + 1147) : =
Самопроверка по ключу:
а) (285 + 417 + 198) : 3 = 900 : 3 = 300
б) ( 12 + 57 + 99 + 32 + 8 +38 + 42 + 56) : 8 = 344 : 8 = 43
в) (1147 + 1147) : 2 = 2294 : 2 = 1147
- Поднимите руку у кого так же. У кого ошибка?
300 Париж 43 Лондон 1147 Москва
- Как вы думаете, как эти числа связаны с этими городами? (Год основания города)
300 г.до н.э. – год основания Парижа. Основан в III веке до н. э. кельтским племенем паризиев. С III—IV веков известен как галло-римский город Паризии. С конца X века с перерывами является столицей Франции.
43 – год основания Лондона.Основан римлянами вскоре после их вторжения в Британию 43 года. Приблизительно с 100 года — столица римской Британии, с XI—XII столетий — Англии, с 1707 года — Великобритании, с XVI по XX век — Британской империи.
1147 – год основания Москвы. Возраст Москвы точно не известен. По мнению Александра Векслера, главного археолога города, её возраст может превышать 1000 лет, о чём свидетельствуют монеты и вещи, найденные при археологических раскопках. В Киевской летописи упоминается, что в 1147 году от Рождества Христова суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Новгород-Северского Святослава Ольговича в Москву для переговоров. От этого события, как от первого письменного упоминания, принято отсчитывать историю Москвы, хотя фактически поселение существовало уже как минимум несколько десятилетий, если не столетие.
- Постарайтесь запомнить эти даты.
6. Применение знаний в практических ситуациях
1. Решить задачу. (Ученик у доски)
а) Среднее арифметическое двух чисел равно 76. Одно из чисел равно 88. Найдите другое число.
1) 76 · 2 = 152 – сумма,
2) 152 – 88 = 64 – второе число
- Как вы думаете, что может обозначать это число (64)?(Самая узкая улица в Лондоне, ул. Парламентская, 64 см)
2. Через каждую столицу протекают реки. Кто знает реки Франции? (Сена, Лаура, Рона, Гаррона, Мез …)
Англии? (Северн, Темза, Трент, Грейт – Уз ...)
России, Москвы ? (Яуза, Неглинная, Москва, Рачка, Пресня….)
Как вы думаете, в какой столице будет протекать самая длинная река? (Франция - Лаура)
Задача: Через Москву протекает река Москва протяженностью – 502 км, Через Францию – Река Лаура – 1012 км, через Лондон – Северн – 352 км. Найдите среднюю протяженность этих рек.
1) (1012 + 502 + 352) : 3 = 1868 : 3 = 622км 6м
- Я думаю, что названия рек вы будете помнить.
3. Какие достопримечательности столиц вы знаете?
Мы поговорим о самых высоких строениях столиц.
Москва |
Лондон |
Париж |
«Башня Федерация», 374 м. |
Shard London Bridge 310м |
Эйфелева башня 324м
|
- Составьте задачу по таблице. Устно.
-Чему равна средняя высота самых высоких зданий?
(374 + 310 + 324) : 3 = 1008 : 3 = 336 м
4. Урок заканчиваем работой в группе. Каждая группа получает книжку-путешествие по столице. На развороте интересные факты о столице. Выбрать на ваш взгляд три самых интересных факта и познакомить всех.
7. Рефлексия. Итог урока.
- Какую цель мы ставили? Достигли мы ее? Чему научились?
- Что нового узнали о столицах?
- Оцените свою работу на уроке.
- Поставьте самооценку в карточке на доске.
8 Домашнее задание
1) Вычислить средний возраст своей семьи.