Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Цели урока: обобщить знания таблицы умножения на 0, 1, 2, 3 и соответствующие случаи деления; закрепить умения решать задачи изученных видов; способствовать формированию системы умственных действий на основе учебного материала; развивать умения действовать по заданному алгоритму; развивать речь учащихся; развивать общеучебные умения и навыки; развивать коммуникативность, организаторские качества, умение работать в группе, умение проводить самооценку и взаимооценку.

Основные дидактические методы:

групповой метод;

метод самоорганизации познавательной деятельности обучающихся.

Частные методы и приёмы:

инструктивно – практический;

частично – поисковый;

продуктивно – практический.

Дидактические средства:

ТСО:

мультимедийный проектор, экран;

электронная презентация к уроку.

Для обучающихся:

задания на листах;

"групповая карта” - на каждой парте;

демонстрационные плакаты: "Мы думаем, считаем, полагаем…”, "Умножение и деление на 1 и на 0”, "Таблица Пифагора”.

Ход урока

I. Организационное начало. Дети говорят хором:

"Долгожданный дан звонок,Начинается урок!”

II. Постановка цели.

Учитель:

- Начинаем урок – тренинг 

- Прочитайте его тему хором.

- Сегодня мы с Катей Персиковой, Вовой Колесниковым и Петей Зайцевым вновь отправимся в сказку. Вы догадались, в какую? (Дети рассматривают иллюстрацию, говорят название сказки.)

- Правильно, это русская народная сказка "По щучьему веленью”, но будет она на математический лад.

Отправляемся в путешествие. Чтобы оно удалось, вы должны быть внимательными, сообразительными и активными помощниками друг для друга.

Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь. Пожелайте удачи! Не забывайте о правилах работы в группе.

- Сначала познакомимся с эпиграфом урока

(Демонстрация 2 слайда презентации. Чтение детьми эпиграфа хором):

"Знания – сила!”

- К смыслу этих слов мы вернёмся в конце урока. А сейчас – в путь!

III. Самостоятельная работа. Работа в группе. Принятие решения.

Учитель:

(Задание 1)

- Помните, пришёл Емеля к проруби, зачерпнул вёдрами воду и поймал щуку.

А она ему говорит: "Отпусти ты меня, Емеля, я тебе пригожусь. Отгадай волшебное число…

Если его умножить на 2, потом разделить на 10, результат умножить на 8, а потом разделить на 2, то получится 4.”

- Ребята, попробуйте отгадать "волшебное” число и сравнить его с ответами наших героев: Кати, Пети и Вовы. Чтобы выяснить, кто из них прав?

Учитель демонстрирует слайды с заданиями (тексты заданий читают дети или сам учитель). На данном уроке 5 заданий (см. Приложение). В каждом задании содержится вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, а могут быть и все варианты. Выбор скрывает возможные типичные ошибки обучающихся.

Обучающиеся рассматривают все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, делают выбор и готовятся к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе.

При работе в группе каждый ученик пытается объяснить и обосновать свой выбор ответа.

Далее следует принятие группового решения. Дети записывают вариант выбранного ответа в специальной карточке, в графе "Выбор в группе”.

IY. Выслушивание классом различных мнений.

Предоставляется слово для высказывания различным группам обучающихся (можно не всем.) Называются варианты ответов. Возможны комментарии. Затем учитель демонстрирует слайд презентации с правильным ответом. Он так же вносится в специальную карточку, в графу "Верный выбор”.

Y. Экспертная оценка.

Учитель демонстрирует слайд презентации с правильным ответом. Он так же вносится в специальную карточку, в графу "Верный выбор”. И работа вновь идёт по этапам – от III к Y.

Этапы III, IY и Y повторяются по числу заданий тренинга.

Физкультпауза (после задания №3). Дети говорят слова и выполняют движения:

Приседаем на уроке.
Встанем прямо, руки в боки.
Дышим носом глубоко.
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт, 
Так качаемся мы в лад.
Головой теперь покрутим. 
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот, 
А теперь наоборот.
Встанем, дети, на носочки,
Ручки тянем в потолок.
На зарядке ставим точку,
Продолжаем наш урок.

YI. Самооценка. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа урока.

Учитель демонстрирует слайд с таблицей "Экспертная оценка”. Дети сверяют результаты таблицы с результатами в "Групповых картах”. Происходит самооценка знаний и умений по теме.

Далее обучающиеся оценивают результаты своей деятельности на уроке. Для этого используется специальная анкета "Оцените результаты своей деятельности” (Демонстрация слайда, высказывания детей):

Внимательно ли слушал товарища?

Какие задания были лёгкими?

Что было трудно? Почему?

Что нужно, чтобы работа стала успешной?

Как вы понимаете смысл эпиграфа урока?

Учитель: (Демонстрация последнего слайда презентации)

- Я благодарю вас, ребята, за хорошую работу на уроке!

Окончательные итоги будут объявлены после проверки "Групповых карт”.

Приложение

Задание №1

Щука просит Емелю отгадать "волшебное” число: "Если его умножить на 2, потом разделить на 10, результат умножить на 8, а потом разделить на 2, то получится 4.”

Найдите х:

х

    

*2

 

:10

 

*8

 

:2

 

4

 

1).______________________
2).______________________
3).______________________
4).______________________

 


Катя считает, что это число 5.
Петя думает, что это 40.
Вова считает, что это 0.

Кто прав? Объясните ход ваших действий.

Ответ: права Катя! Это число 5.

Х

 

* 2

: 2

: 10

* 10

* 8

: 8

: 2

* 2

4

 

1). 4 * 2 = 8

2). 8 : 8 = 1

3). 1 * 10 = 10

4). 10 : 2 = 5

 

 

Задание №2

Приказал Емеля: "По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, вёдра, домой сами!”

А вёдра не идут, пока Емеля задачу не решит:

"Вчера Емеля принес домой 2 ведра воды по 7 литров в каждом. А сегодня – 4 ведра по 3 литра в каждом. На сколько больше литров воды принёс Емеля вчера, чем сегодня?”

Наши герои снова пришли ему на помощь.

Катя решила: Петя решил:

1). 7 * 2 = 14 (л) 1). 2 * 7 = 14 (л)

2). 3 * 4 = 12 (л) 2). 4 * 3 =1 2 (л)

3). 14 –1 2 = 2 (л) 3). 14 – 12 = 2 (л)

Ответ: на 2 л принёс Ответ: на 2 л принёс

больше сегодня. больше сегодня.

 

Вова решил:
7 * 2 – 3 * 4 = 2 (л)
Ответ: на 2 л принёс больше сегодня.

С чьим решением вы согласны? Почему?

Ответ: правильный ответ у всех детей.

Но Петя рассуждал в 1 и 2 действиях не логично.

Надо количество воды в одном ведре умножать на число вёдер: 7 * 2

и 3 * 4 . А не наоборот!

Задание №3

Приехал Емеля в лес. Дрова колоть самому лень. А топор "по щучьему велению” работать отказывается, требует задание выполнить.

Какое выражение является решением задачи: "Емеля наколол 3 охапки берёзовых дров по 7 поленьев в каждой и 3 охапки сосновых дров по 5 поленьев в каждой. Сколько всего поленьев наколол Емеля?”

Катя выбрала выражение 2.

Петя выбрал выражения 2 и 3.

Вова выбрал выражения 2 и 3.

Чей выбор верный?

Ответ: верно выбрала выражение Катя.

Рассуждение:

по 7 поленьев в 3 охапках, значит:7 * 3;
по 5 поленьев в 3 охапках, значит: 5 * 3.
Далее найдём "целое”: 7 * 3 + 5 * 3.

Физкультминутка

Задание №4

Пришёл к Емеле главный вельможа звать к царю во дворец. А Емеля во дворец не спешит, просит вельможу к задаче схему нарисовать:

"Сколько всего пуговиц на кафтане у Емели, если вдоль полы 1 ряд по 6 пуговиц, на каждом рукаве по 4 пуговицы, да на двух карманах по 1 пуговице?”

397

Чью схему надо выбрать главному вельможе?

В чём ошибка Пети? Вовы?

Ответ: главному вельможе надо выбрать схему Кати.

Задание №5 (может быть домашним заданием)

Приехал Ёмеля во дворец. Задумал царевну взять в жёны. А царевна заявила, что ей нужен муж образованный. Предложила Емеле "Блицтурнир”. Емеля обратился за помощью к нашим друзьям, ведь такая арифметика ему не по силам.

;

 

Катя 

Петя

Вова

Кузнец подковал а лошадей на все 4 копыта. Сколько подков он израсходовал?

4 * а

4 * а

4 * а

С трёх овец настригли х кг шерсти, с каждой поровну. Сколько кг шерсти дала 1 овца?

х : 3

х : 3

х * 3

У купца было с рублей.

Он купил 3 коней, по х рублей за каждого. Сколько денег у него осталось?

с – х * 3

с –( х*3)

с + х * 3

Кто помог Емеле жениться на царевне?

Ответ: помогли Емеле Петя и Катя.

Задание №1

Найдите х:

х

    

*2

 

:10

 

*8

 

:2

 

4

 

1).______________________

2).______________________

3).______________________

4).______________________



Задание №2

Вчера Емеля принес домой 2 ведра воды по 7 литров в каждом. А сегодня – 4 ведра по 3 литра в каждом. На сколько больше литров воды принёс Емеля вчера, чем сегодня.

Решение задачи: _________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Ответ:_____________________________________________

Задание №5

"Блицтурнир”

Составьте выражения к задачам:

Кузнец подковал а лошадей на все 4 копыта. Сколько подков он израсходовал?

             

С трёх овец настригли х кг шерсти, с каждой поровну. Сколько кг шерсти дала 1 овца?

             

У купца было с рублей.

Он купил 3 коней, по х рублей за каждого. Сколько денег у него осталось?

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru