Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Цели:

закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы: "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание”; работать над совершенствованием умения решать задачи, развивать навыки счета; совершенствовать умения работы с геометрическим материалом; прививать интерес к математике через любимых литературных героев сказки К.И.Чуковского "Доктор Айболит”.

Развивать логическое мышление, память, внимание; умение работать в парах.

Воспитывать аккуратность, усидчивость, старательность, чувство взаимопонимания и взаимовыручки.

Оборудование:

Иллюстрации к сказке К.И.Чуковского, изображения животных, обитающих в тёплых странах, материал для устного счета.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок математики. Мы отправимся в очень сложное и трудное путешествие с героем известной сказки. Угадайте, кто же это?

Он под деревом сидит…
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый … доктор Айболит.

(Открываем картинку: лес, домики с номерами, Доктор Айболит.)

343

Ребята, а какими мы должны быть, чтобы преодолеть все препятствия, которые встретятся нам на пути? (Ответы детей)

 II. Устный счёт.

Для путешествия надо хорошо подготовиться. Начнём разминку.

1. Цепочка.

Возьмите веер цифр и показывайте только результаты вычислений.

344

Дайте характеристику числу 13.

На сколько количество единиц в этом числе больше количества десятков?

Назовите двузначные числа, в которых количество десятков равно количеству единиц.

2. Игра "Почтальоны”.

В начале урока несколько учеников получили письма, которые они должны доставить по адресу в лесные домики, номера которых – значения выражений, записанных на конвертах.

345

Давайте проверим, правильно ли почтальоны доставили письма?

На какие две группы можно разделить записанные выражения?

Как называются компоненты при сложении; при вычитании?

Письмо получил и Доктор Айболит. Он очень расстроился. Случилась беда: на далёком острове заболели звери, и Доктор Айболит должен немедленно отправляться в путь.

Ребята, вы готовы помочь Доктору?

Но в домике под № 15 живёт злая сестра Доктора Айболита – Варвара и она не хочет отпускать нас в путешествие, если мы не выполним её задание.

3. Решение задачи, составление обратных задач.

На доске:

Было - ?

Съели - 15 витаминок.

Осталось – 10 витаминок.

Что неизвестно?

Как найти неизвестное уменьшаемое?

Запишите решение задачи / 1 на индивидуальной доске / Проверка.

Составьте задачу, обратную данной. Занесите условие этой задачи в схему.

346

Что неизвестно в этой задаче?

Как найти неизвестное вычитаемое?

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево, (Смотрим прямо на близкий предмет, на далёкий)
Тихо сели, вновь за дело.

III. Основная часть.

1. Запись и решение выражений на порядок действий.

Доктор Айболит готов отправиться в путь на помощь больным зверям, но он не может найти своей сумки с лекарствами, т.к. её спрятал злой Бармалей.

Чтобы найти сумку мы должны записать под диктовку числовые выражения и найти их значения.

К сумме 20 и 7 прибавить 3

Из числа 39 вычесть сумму 5 и 4

К числу 8 прибавить сумму 7 и 2

Из числа 18 вычесть разность 12 и 3

Из разности 100 и 50 вычесть 1

Что необходимо знать, чтобы правильно найти значения этих выражений?

(Порядок действий в выражениях со скобками).

Дети выходят к доске, записывают выражения, расставляют порядок действий, находят значения выражений. Остальные делают записи в тетради.

2. Кто же поможет доктору добраться до Острова, где его ждут больные звери”.

Плакат "Числа от 1до 100”.

На плакате спрятаны числа, запишите их в порядке возрастания.

15 26 37 42 59 64 78 81

Назовите только чётные числа. Расположите их в порядке убывания.

Переверните их. Какое слово образовали буквы? Кто же довезёт Айболита?

ОРЁЛ

3. Измерение длины ломаной линии с помощью циркуля-измерителя и линейки.

Взял Айболит сумку, сел на орла и полетел на Остров.

Дорога была не прямая.

ЛОМАНАЯ ломаная

У каждого из вас есть карта пути следования Доктора Айболита.

Какая линия на ней изображена? Сколько звеньев у этой ломаной?

Как мы умеем находить длину ломаной?

Вычислите длину ломаной с помощью циркуля и линейки. Как вы это будете делать?

Чему равна длина ломаной линии?

Дополнительно:

Какие геометрические фигуры на чертеже?

Сколько треугольников? четырёхугольников?

348

4. Круговые примеры.

Вот показалась Африка. Но попасть на остров нельзя, т.к. его окружили пиратские корабли. Надо решить примеры, записанные на корабликах.

349

/ Решение примеров в тетради, а один на индивидуальной доске, проверка/

Вот и теплая страна 
Из бинокля нам видна.
Это чудная страна!

А какие животные здесь обитают?

Выставляются фотографии животных.

Чтобы Доктор Айболит смог вылечить этих животных, нам необходимо выполнить задания Бармалея.

IV. Самостоятельная работа.

1. Решение составной задачи / у каждого на карточке/.

Читаем. Разбираем.

Обезьянка Чичи утром съела 10 бананов, а вечером на 4 банана меньше. Сколько всего бананов съела обезьянка Чичи?

Сделать на доске краткую запись

Утром - 10 б.
Вечером – на 4 б. м. 
__________________
?

Слабым учащимся карточку-подсказку.

1. Узнай, сколько бананов съела обезьянка Чичи вечером?

Подумай, как узнать число, которое на 4 меньше?

Запиши первое действие.

2. Узнай, сколько всего бананов съела обезьянка Чичи?

Подумай, как узнать сколько всего?

Запиши второе действие.

Запиши полный ответ.

Решение самостоятельно /1 на индивидуальной доске/

Проверка.

3. Учебник с. 42 № 5 /сравнение выражений/.

Взаимопроверка.

V. Физкультминутка.

Лучшие качели - гибкие лианы (качаются вправо, влево).

Это с колыбели знают обезьяны 
Кто весь век качается
Да-да-да! (хлопки)
Тот не огорчается
Никогда! (прыжки)

6. Задание на смекалку.

Злой Бармалей пришёл в ярость, когда узнал, что все задания сделаны и звери здоровы. Он похитил кораблик, на котором Айболит должен был отплыть домой.

Он требует, чтобы вы решили логическую задачу.

Учебник с. 43 №1. Работа в парах.

Проверка. Как узнали?

7. Ничего больше не может сделать Бармалей Айболиту, потому, что у доктора много друзей, и вы тоже. А друзья его умненькие, добрые и весёлые.

VI. Итог урока.

Понравился ли вам урок?

350

Что особенно запомнилось?

Спасибо вам за работу на уроке!

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru