Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Цели урока:

Помочь учащимся осознать ценность изучения темы урока;

Обеспечить условия для формирования умений применять новые знания при решении практических задач.
Предметные задачи: 

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «масса», «центнер», «тонна», способов действий при преобразовании единиц массы; по усвоению эталона соотношений между единицами массы.

Обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач.

Развивать логическое мышление, память, сообразительность. 
Активизировать познавательную деятельность. 
Задачи, ориентированные на развитие личности ребёнка: 
Помочь учащимся осознать ценность изучения математики, темы урока.

Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать задачи, преобразовывать единицы массы.

Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблемы, умение ставить цели и планировать деятельность.

Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Содействовать развитию у учащихся умения общаться.

Оборудование: 
Весы лабораторные. 
Весы напольные. 
Весы обыкновенные. 
Предметы для взвешивания. 
Карточки для инд.работы.


Ход урока

1. Организационный момент 
2. Минутка чистописания 
Запиши числа: 
4 тысячи 17 единиц - ………………….. 
352 тысячи 9 единиц - ………………….. 
25 тысяч 43 единицы - ………………….. 
8 единиц (1 класса) и 4 единицы (2 класса) - … 
5 сотен 6 десятков - …………………. 
1 сотня тысяч 5 дес. тыс.2 ед.тыс. - ………… 
7 ед.тысяч - ………………………….. 

3. Устный счет 
Найдите значения выражений № 238 с. 49 (на доске запись) 
400: (510-500):8 49099+1 
36*1000+20400: (460-360)*4 61000-1 

Проверь правильность вычислений ... 

4. Актуализация знаний. 
- Записать цифрами числа, которые встретятся в тексте. 
В 1953 году в Антарктике был встречен айсберг длиной 145 000м, шириной 40 000м. 
-Что такое айсберг? 
-Что вы о них знаете? 
-Какой корабль пострадал от айсберга? ("Титаник ") 
-Что ещё послужило причиной гибели большого числа пассажиров? (паника) 
-Как нужно себя вести в экстремальных ситуациях? 
-Какие числа выписали? (145 000 м, 40 000 м) 
-Что можно сделать с метрами? (перевести в километры) 

А теперь отгадаем кроссворд 
Блиц-опрос (1 ученик отвечает у доски) 

1.промежуток времени в 100лет 
2.отрезок длиной 100см 
3.масса предмета в 1000г 
4.отрезок длиной 10см 
5. время в 6о минут 
6.расстояние в 1000м 
7.единица времени, в 60 раз меньше часа 
8.самая маленькая единица массы 
Какое ключевое слово получилось? 
А что такое величина? (Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом) 
Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади) 

1. Распределить по столбикам (1 ученик у доски с карточками слов) 
Так получилось, что знакомые вам величины перепутали свои единицы измерения и вам нужно их разделить. 
см2 га мм2 км2 дм см м2 км дм2 , килограмм, грамм, час, сантиметр, тонна, дециметр, минута, миллиметр, секунда, век, центнер, сутки, километр. 
- В первый столбик выделить названия единиц длины, во второй – названия единиц массы, в третий – названия единиц времени, 4- единицы площади 

Все ли известные вам единицы измерения вы записали? 
Каких единиц измерения длины не хватает в вашем списке? 
А каких единиц измерения площади? 

2) Заполните пропуски: 
4 м 80 см = … см 4км2 = … м2 
93 дм = …м …дм 2400см2 = дм2 
426см = …м …дм …см 3км2 = …га 
1267м = …км …м 240000см2 = …м2 
2дм = …см 3700мм2 = см2 

Заполни пропуски. (карточка) 
700 дм² = м² 40 000 м² = га 
30 см² = мм² 1 300 а = га 
8 дм² = см² 2 415 см² = дм² см² 
-Давайте проверим. 

3) Сравните, поставив знак >, < или =. (карточка) 
2500мм … 25см 40а … 4000м2 
3км 205м … 3250м 6га … 60а 
6м 7см … 6м 7дм 4800дм2 … 84м2 

Далее следует интеллектуальная разминка, которая будет служить "мостиком" к новой теме. 
- Где в жизни мы пользуемся этими единицами измерения? Нужно ли уметь преобразовывать величины? 
Давайте поиграем. Представим, что вы пришли в продовольственный магазин, я продавец. Что мне нужно для работы? Какие есть гири? А сейчас электронные весы. А раньше единицами измерения были пуд (16кг), фунт (409г), лот (12г), золотник (4г). 
Что значит "пуд соли съесть"? Это выражение употребляется в переносном значении. Вместе с кем-то «пуд соли съесть»- значит многое вместе испытать, вытерпеть. 

Дома узнайте что значит "почем фунт лиха", "мал золотник, да дорог" 
- А что можно взвесить на этих весах? 
- А можно ли взвесить монетку 1 копейку ? 
- Для этого есть другие весы. Называются они лабораторные. (показываю) 
- Совсем недавно мы убирали урожай картофеля. 
- Кто помогал из вас? 
- Молодцы! С детства нужно помогать родителям и приучаться к труду. 
- Сколько картофеля вы накопали? 
- Можно урожай взвесить на этих весах? 
- Подойдут ли единицы массы которые мы знаем? 
- Ребята существуют более крупные единицы массы. 
- Как мы определим тему урока? 

Поставим цели. 
Центнер. 1 ц = 100 кг 
- Можно взвесить вот на этих весах? (показываю) 
Взвешивают 3 ученика и выражаем. 

- А вот у Кати Смирновой дедушка накопал столько картофеля, что и эти весы не подойдут и единица массы -центнер -будет мала. 
- Но есть более крупная единица массы – Тонна. 
- Ребята в 1 тонне 10 центнер, а кто догадается сколько в тонне килограмм? 1т = 1000 кг 1т = 10 ц 

Учитель вывешивает таблички с надписью "тонна", "центнер" . 
- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новыми единицами измерения массы. 

Учитель открывает таблицу соотношений между единицами измерения массы. Проводится работа по этой таблице. 
1).- Найдите в памятке "Единицы массы". 
2). – Чтение по учебнику с. 49 . 
- А хотите узнать, сколько весят животные ( слон, бегемот)? Тогда нам предстоит решить несколько задач. 
- Какое самое большое животное на земле? ( голубой кит. Его вес составляет 150 т, а слон весит на 145т меньше кита. Сколько весит слон?) 
- Слон весит 5 т, а бегемот на 40 ц меньше. Сколько весит бегемот? ( 5т=50ц, 50 – 40 = 10 ( ц ) = 1т. 
– Можно поднять? 
1.000.000 г – 1.000кг – 1т 
Что тяжелее: 1кг ваты или 1 кг гвоздей? 

ІV. Закрепление. 
Упражнения в переводе единиц массы. ( стр. 49№ 236) – устно. 
Самостоятельная работа. ( действия с именованными числами). Вырази: 
Синий кит- 150 т =……ц ; ……кг 
Морж - 1800кг =….ц ; …..т …кг 
Страус - 100 кг = …….ц 
Белый медведь – 1т = ….ц ; ……кг 
Африканский слон – 7т500кг = ….кг; ……ц 
Лев - 227 кг =…. ц……кг 

- Этих животных нужно охранять, т.к. их становиться меньше и меньше. 

Задача 235 с.49 самостоятельно 
Задача у доски 
С трёх участков собрали 4 т картофеля. С первого участка собрали 860 кг, со второго – в 2 раза больше. Сколько кг картофеля собрали с третьего участка? 
Чтение задачи. 
-О чём говорится в задаче? 
-Что известно о первом участке? 
-Что сказано про второй участок? Что значит « В 2 раза больше»? 
- Что ещё известно? 
-Что требуется узнать? 
Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Что нам неизвестно? 
-Сможем ли мы узнать, сколько кг картофеля собрали со 2 участка? Как? 
- Зная, сколько собрали с 1-го и 2-го участков, сможем ли мы узнать, сколько собрали с 3-го участка? Как? 

Решение задачи. ( обращается внимание детей, что в задаче встречаются разные единицы измерения массы, дети должны прийти к выводу, что нужно перевести тонны в килограммы, для того , чтобы провести необходимые вычисления). 

Устно из задачника Остера 3248 

Физминутка. Вы маленькие атомы и вам нужно сбиться в молекулу из 5 атомов. Полетели хаотично по всему классу и соединяемся. Это ваши группы. Теперь работа в группах 
Установи правило. 

1 -Установи правило, по которому записаны величины в первых двух столбиках, и по этому же правилу запиши величины в третьем столбике. 
15 м 2 сут. 12 ч 6 т 
150 дм 60 ч …………… (60 ц) 
1500 см 3 600 мин …………… (6 000 кг) 
15 000 мм 216 000 сек …………… (6 000 000 г) 

2. Соотношение 
-Вам нужно каждой единице измерения в левом столбике найти соответствующую ей единицу измерения из правого столбика. Работаем карандашом. 
4 в. 5 м 
700 м² 605 кг 
500 см 400 лет 
6 ц 05 кг 7 а 

3. Сколько мешков массой 50кг может перевезти машина грузоподъемностью 5тонн? 
Запишите решение и ответ. 
5т = 50000кг 
5000 :50 = 100 (мешков) 

4. Заполнить пропуски. 
- Заполнить пропуски, определив, какими единицами пользовались при измерении. 
1. Яблоко весит : 50 ……….. 
2. Арбуз весит : 5 …………. 
3. Учебник весит : 500 ………. 
4. Мешок картофеля весит : 45 ………… 
5. Слон весит: 5….. 
6. автомобиль весит: 1000…… 

5. Установи взаимосвязь 
1…= 10… 
1…=100… 
1…=1000... 
1… =10000… 
1…=1000000… 

Тестирование 
Детям раздаются заготовки с таблицей. 
Начало правила Окончание правила "+" 
В 1 КГ ….. 1000 М 
В 1 ЦЕНТНЕРЕ… 1000КГ, 10 Ц 
В 1 ТОННЕ… 1000 Г 
В 1 КМ…. 100КГ 

Учащиеся должны соединить начало и конец правила. После выполнения задания проводится проверка. Учащиеся выставляют себе «+» или «-», оценивают свой результат. Время выполнения задания – 5 минут. 

6. Итог урока. 
- Какую учебную задачу решали на уроке? 
-Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке? 
-Как они связаны между собой? 
-Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего? 
-А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке? 

7. Домашнее задание. 
Каждому ученику даётся индивидуальное задание: решить задачу на нахождение массы различных животных, нарисовать это животное, подготовить небольшое сообщение об этом животном.№240 с.49 

Рефлексия. 
Закончите предложение: 
-сегодня я узнал… 
-оказывается, что… 
Мне было интересно, потому что…

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru