Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Оборудование:

компьютер, экран, проектор, слайды

индивидуально: цифровые "веера", карточки с названиями составных частей задачи; бумажные вопросительные знаки; изображение "улыбающегося" солнышка (индивидуально для каждого ребенка); доски для письма "фантазия"; перфокарты разных цветов (для дифференцированной работы по группам)

План урока:

Организационный момент - 1 мин

Минута настроения (психологический настрой) - 1 мин

Постановка цели - 2 мин

Минута красивого письма - 5 мин

Актуализация знаний (устный счет, повторение, "открытие" нового знания, закрепление, обработка полученных знаний) - 20 мин

Физкультминутки 2 шт. - 4 мин.

Самостоятельная работа - 5 мин.

Итог урока - 5 мин.

Оценка знаний - 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверяется готовность детей к уроку, порядок на рабочих местах.

- Здравствуйте, ребята! Готовы работать? А давайте проверим, готовы ли ваши пальчики.

Пальчиковая разминка:

(дети по очереди разминают пальчики, начиная с большого пальца левой, а затем и правой рук)

"Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. 
Этот пальчик - безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!"

Молодцы!

Минута настроения.

- Добрый день, ребята! Мне приятно вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!

"На части не делится солнце лучистое
И вечную Землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!"

- Итак, готовы вы отправиться в волшебный мир математики? Но давайте сегодня постараемся и сделаем так, чтобы тучки не закрыли наше веселое солнышко. Хорошо?!

2. Постановка цели.

- Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок математики, а поможет нам в этом компьютер.

- Тему урока вы сможете назвать сами, если разгадаете ребус.(на экране слайд 2 с ребусом)

(Задача!)- Молодцы, вы правильно разгадали ребус. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Но начнем мы, конечно, с повторения и устного счета.

3. Повторение. Устный счет.

1. Задачи в стихах. ( На экране появляются слайды, изображающие условие задачи, дети пишут ответы на досках "фантазиях")

"Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?" 4 

"Вот восемь зайчишек по полю идут,
За ними вдогонку двое бегут
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопятся зайцев домой?" 10 

"Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде 
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят у наседки моей?" 5 

"Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку 
И маленькую собачонку"
- Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж? 6 

"Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам" 
- Сколько груш дядя ежик дал зайчатам? 3 

- А сейчас проверьте ответы (на экране появляются ответы 4, 10, 5, 6,3)

- Ниже напишите эти числа в порядке возрастания.

- Проверьте свои ответы на экране (3, 4, 5, 6, 10) 

2. Работа с отрезком натурального ряда чисел.

Дети пользуются "веерами".

(появляется улыбающееся солнышко с глазками, ротиком, носиком, но без лучей)

- Что отсутствует у нашего солнышка, а в математике учит считать?

(солнышко с лучами)

(Луч учит!) На экране появляются примеры, затем - ответы на луче. Дети хором называют ответы и потом проверяют. 

0+1

1

1+1

2

2+1

3

3+1

4

4+1

5

5+1

6

6+1

7

7+1

8

8+1

9

9+1

10

(Луч проверяет!) 

Появляется пример. После того, как дети покажут на "веерах" ответ - появляется ответ на луче.

10-1 

9

6+1

7

3-1

2

0+1

1

4-1

3

7-1

6

9+1

10

5-1

4

6-1

5

7+1

8

- Показать на цифровом веере, какое число следует за число 6,8?

- Как мы получили последующее число? (прибавили 1)

- Покажите, какое число является предыдущим для чисел 8, 6?

- Как получили предыдущее число (отняли 1)

А теперь повторим состав некоторых чисел.

Дети показывают на веерах.

- 5 - это 3 :

(и 2)

- 7 - это 4 :

(и 3)

- 10 - это 6 

:(и 4)

- 6 - это 1 :

(и 5)

- 8 - это 2 :

(и 6)

- 9 - это 8

:(и 1)

4. Физкультминутка

"Раз. два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два - вперед нагнуться,
Раз и два - назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать "силу")
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

- Мы опять с вами улыбаемся и солнышко радуется вместе с нами!

5. Подготовка к основному этапу.

- А к нам сегодня на урок пришли гости, сказочные герои, которых вы все знаете. Отгадаете, кто это? И я покажу вам их.

Детям загадываются загадки, после того, как они отгадывают, на слайде появляются картинки с их изображением этих персонажей. 

"Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?" (Буратино)

"Я - славный мишка :
Любой меня поймет:
Чтоб бодр и весел был мой дух,
Мне очень нужен мед!" (Винни-Пух)

"Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек в тревоге,
От беды уносит ноги:
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?"... (Зайка)

 - Так вот нашим сказочным героям было дано домашнее задание - придумать задачу. Давайте посмотрим, что у них получилось. Учитель читает тексты.

(Изображение Винни-Пуха и текст)

"Вечером было 3 горшочка с медом, а утром - ни одного. Где бы подкрепиться?

(Изображение Зайки) 

"Кто в теремочке живет?"

(Фигурка Буратино) 

"У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня осталось?"

- Как вы думаете, кто из литературных героев решал именно задачу?

На доске прикрепляется первая карточка со словом ЗАДАЧА.

Мнения детей могут разойтись, так как недостаточно знаний. Тогда учитель высказывает предположение:

- Наверное, вы почувствовали, что вам не хватает знаний о задаче? Давайте сформулируем, что нужно знать о задаче, чтобы правильно ответить на вопрос и оценить наших сказочных героев.

6."Открытие" новых знаний

На доске прикрепляется вторая карточка со словом ПОДУМАТЬ!

- Что такое задача? Какие мысли приходят в голову? (текст, числа, вопрос:)- выслушиваются ответы детей.

Помогу вам. Задача - это математическое высказывание, состоящее из двух частей.

Первая часть - УСЛОВИЕ (оно содержит известные числа задачи, связанные сюжетом)

Прикрепляется карточка со словом УСЛОВИЕ

Вторая часть - ВОПРОС (он содержит неизвестное число задачи). Чаще всего используется слово сколько)

Вопросы учителя:

- Итак, что такое условие задачи? (то, что нам известно)

- А то что нужно найти, как будет называться? (вопросом)

Например:

У Тани 4 воздушных шарика. У Оли - 2. Сколько воздушных шариков у обеих девочек?

- Это - задача, так как является математическим высказыванием и состоит из двух частей - условие и вопрос.

Учитель берет две карточки с буквами У , В. Дает их ученикам и просит повторить условие и вопрос.

Условие: "У Тани 4 воздушных шарика. У Оли - 2." Известно количество шаров у Тани - 4 и у Оли- 2. Рассказывается об одном и том же предмете - о шарах. С условием связан вопрос задачи.

Вопрос: "Сколько воздушных шаров у девочек?" Есть вопросительное слово "сколько".

- А теперь давайте вернемся к нашим сказочным героям и определим, является ли их задание задачей.

Работа по рядам.

- Первый ряд получает задание Винни-Пуха. Каждый ученик получает карточку с его заданием.

- Второй ряд получает задание Зайки

- Третий ряд получает задание Буратино

Дети некоторое время совещаются и говорят ответ. В итоге все сходятся на мысли, что задачей является только задание Буратино.

- Давайте сейчас поможем Буратино решить эту задачу.

- Открыли тетради, пропустили вниз от предыдущего задания 3 клетки, сейчас будем изображать УСЛОВИЕ задачи.

Уже другим детям даются две карточки с буквами У, В.

Они повторяют сначала условие задачи

- Рисуем в тетрадях 5 яблок, через клетку ( кто не умеет, тот рисует кружочки).

- Что еще известно? (он отдал Пьеро 2 яблока)

- Значит 2 яблока зачеркиваем.

- Что мы сейчас зарисовали? (УСЛОВИЕ)

- Какой вопрос в этой задаче?

Ученик с карточкой В повторяет вопрос задачи.

- Ставим под оставшимися яблоками зеленой ручкой знак вопроса.

Двум-трем ученикам учитель выдает вырезанные из картона вопросительные знаки, и эти дети должны повторить еще раз вопрос.

- А теперь запишем РЕШЕНИЕ. Это тоже часть задачи. Если нас спрашивают, то мы должны решить.

Учитель выдает карточку с буквой Р другому ученику. Он должен сказать решение.

- Записываем ( 2 клеточки вниз)

5-2=3

- А теперь нам нужно сказать ОТВЕТ

- Кто это может сделать?

Ответ называется устно: 3 яблока.

- Молодцы. Мы помогли сказочным героям определить задачу.

А теперь я хочу, чтобы вы догадались, где ЗАДАЧА, а где нет и почему.

7. Закрепление (изображение на экране)

1. "Мама принесла 5 конфет. 2 конфеты она отдала детям" 

2. "На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?" 

Выслушиваются ответы детей. Наконец, приходим к выводу, что ЗАДАЧА под цифрой 2. Устно повторяются еще раз все составные части задачи, называется решение и ответ.

8. Самостоятельная работа. (примеры на экране)

(по вариантам, более слабым учащимся выдаются перфокарточки)

(взаимопроверка по вариантам)

9. Итог урока.

- Расскажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Теперь мы знаем, что такое задача и из каких частей она состоит?(ответы детей)

(сквозь листву огромного дерева ярко светит солнце)

А так как все сегодня хорошо работали, то я подарю всем вам солнышко. (учитель дарит нарисованное солнышко детям и благодарит их за работу)

10. Домашнее задание

На следующий урок принесите текст своей задачи, оформленный на отдельном листе. Выделите синим карандашом - условие, красным - вопрос.

Спасибо!

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru