Что такое художественный образ? На этот вопрос знать ответ учителю совершенно необходимо, ведь целью каждого урока чтения является открытие художественного образа, созданного писателем, поэтом. Эта цель главная, а все остальные - ей сопутствующие. Поэтому вне зависимости от изучаемого литературного материала вопрос об открытии художественного образа (его смыслонаполнении, настроении, внутреннем ритме, контексте) является заглавным на уроке чтения в послебукварный период.
Посредством создания образа художник высказывает свою идею, точку зрения, позицию, обнаруживает свой взгляд на мир. Посредством восприятия этого образа ребенок открывает для себя его смысл, обдумывает авторскую точку зрения, сопоставляет её со своим чувственным опытом и приобретает опыт ассоциативный, который, в свою очередь, развивает мышление образное и аналитическое.
Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенку необходимо понять язык разных видов искусства. А язык живописи и литературы различен, имеет свою специфику. H.H. Светловская в книге «Основы науки о читателе» пишет, что главный значимый знак текста - это не слово, как принято считать в традиционной методике обучения чтению, а поэтический образ, существующий в разных проявлениях: образ-картина (пейзаж, интерьер), образ-сцена (ситуация, эпизод), образ-объект и образ-персонаж. Главная задача читателя «состоит в том, чтобы научиться, воспринимая художественный текст, мыслить образами. В этом проявляется искусство читательского сотворчества, соответствующее искусству писательского творчества».
«Восприятие литературы как искусства и явления художественной культуры» - таково единое методологическое основание курса литературного чтения по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Изучение литературных произведений мыслится именно в аспекте присущей им художественной образности.
Уроки литературного чтения по системе развивающего обучения Л.В. Занкова главной своей целью определяют открыть школьнику посредством эстетического осмысления целостность мира, его единство. И природа, и люди, и искусство вечны, прекрасны и нуждаются в защите. Красота растворена повсюду: нужно только воспитывать в себе художественное зрение, слух, чтобы уметь это обнаружить.
Основополагающий прием организации исследовательского восприятия в обучении - сравнение. Сравнивая прозу и поэзию, сравнивая тексты, относящиеся к разным стилям речи и жанрам литературы, сравнивая литературные приемы, сравнивая образный язык различных видов искусства: литературного, изобразительного, музыкального, - школьник открывает для себя особенности литературного, художественного текста и произведений других видов искусства, изучая их специфику и постигая общность предназначения.
Как было отмечено выше, прием сравнительного анализа на уроках литературного чтения по системе Л.В. Занкова является основополагающим. Рассмотрим, как же использование данного приема осуществляется практически. Для этого представим некоторые разработки фрагментов уроков литературного чтения в рамках данной системы.
В 3-м классе внимание детей вновь обращается к извечной теме родины. В одном исследовательском пространстве оказываются стихотворение Н. Рыленкова, картины М. Шагала, стихотворение Р. Бернса, хокку Иссе, икона А. Рублева.
Предполагаемый вариант сопоставительного изучения разных произведений в едином семантическом пространстве:
А. Вознесенский:
Увижу ли, как лес сквозит
Или осоку с озерцами -
Не созерцанье - сосердцанье
Меня к природе пригвоздит...
• Чем для японца является хризантема, какова символика данного растения?
(Хризантема символизирует родину.)
• Можно ли эти строчки хокку соотнести с признанием в любви к своей стране, к своему Отечеству? Почему? Объясните.
• Давайте прочитаем эпиграф Еса Бусон к главе «Родная сторона»:
Сколько же их -
Тропинок, ведущих в родные края?
После прочтения эпиграфа обнаруживается, что он как бы подводит итог предыдущим рассуждениям и выражает мысль о том, что чувство родины и любовь к Отечеству свойственны художникам разных стран и разных национальностей. Поскольку родина - это внутреннее содержание человека: его жизнь, его душа, его сердце.
В 3-м классе затронута важная тема природы. Утверждается мысль о том, что мир природы загадочен, неповторим и ценен.
Предложим один из вариантов изучения данной темы. В одной сфере исследования находятся эпиграф Исса, текст «Землянично-розовый дом» Джеральда Даррелла, картина В. Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой».