Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей.

 

Ход урока

I. Открытие конференции

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля - наш дом родной».

В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские новости», «Сельские новости».

(Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)

II. Выступления участников конференции

Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса».

(Выступление корреспондента с текстом «Стая птиц под снегом».)

Стая птиц под снегом

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да — бух! — сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют —   и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

— Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке.

(Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.)

- Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел».

(Выступление корреспондента с текстом «О грызунах и водоемах».)

Я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр - крупный грызун, его масса 30—32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра завезена в Россию в 1927 г. Родина ее — Северная Америка.

Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраивае-м i.ix в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору re скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4—7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра имеет красивый ценный мех.

- Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях. (Рассказы детей.)

- Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.

Первыми заметили Пика большие....

Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась... и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда... скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных лап.

(Ответ: 1. Белые чайки. 2. Щука. 3. Чайки.)

- Откуда этот отрывок? (Из рассказа «Мышонок Пик» В. Бианки.)

- Какая опасность грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймали щука, змея, жулан.)

Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта». (Выступление корреспондента по письмам-жалобам.)

Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь. Расскажите о пользе тех, о ком говорится.

Жалоба 1

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».

(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут.)

Жалоба 2

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небьшиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

- Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

Кукушка — единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает-своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка — птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые птенцы. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

(Выступление корреспондента из отдела городских новостей.) Я корреспондент из отдела городских новостей и хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был —

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

— Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? (Дети рассказывают о мальчике и Жучке из рассказа В. Дурова «Наша Жучка».)

— В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных? (В. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В. Астафьев «Капалуха».)

— А вот корреспондент из отдела сельских новостей привел с собой помощников.

Мальчик.    

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек.  

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питье — ароматы цветов.

Но живу я недолго — не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

— Ребята, я знаю про мальчика, который обменял дорогую игрушку-самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он? (Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится...».)

III. Подведение итогов конференции

— Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы. О чем заставили задуматься? (Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)

Ученица.    

Берегите землю.

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю!

Берегите!

М. Дудин

 

(Конференция закачивается песней «Не дразните собак» на слова М. Пляцковского, которую поет весь класс.)

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru