Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; знать элементы сказки; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование: книги по теме урока; карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске записана пословица.)
• Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
— Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)
— Ребята, назовите знакомые части речи, которые здесь встретились. (Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)
— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
— Прочитайте быстро.
— Прочитайте пословицу выразительно.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотели нам сказать наши предки, сложившие ее? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно. В них обязательно есть какое-то поучение. Мы можем многое узнать, читая их.)
III. Проверка домашнего задания
— Какую пословицу вы нашли в сказке? (Взялся за гуж — не говори, что не дюж.)
— Как вы ее понимаете? (Если взялись за какое-то дело, то надо довести его до конца.)
IV. Работа по теме урока Первичное чтение
Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой — «Сивка-Бурка».
(Если есть возможность, то знакомство со сказкой учитель проводит при помощи диафильма «Сивка-Бурка». Если же нет такой возможности, то читает сказку сам, без отвлечения на непонятные слова.)
— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, читая сказку? (Чувство радости, чувство тревоги, огорчения и т. д.)
V. Физкультминутка
Любимые сказки
(Пальчиковая гимнастика - дети поочередно загибают пальчики, на слова последней строчки хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашего вещего каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Первичная проверка понимания и словарная работа
(Учитель спрашивает после чтения или показа диафильма)
— Понравилась вам сказка?
— Смысл каких слов был неясен?
Вещий каурка- вещий(предсказывает будущее ); каурка (масть лошади — светло-каштанового, рыжеватого цвета)
Худая одежонка — старая одежда.
Кликать — звать.
Добрая пшеница — хороший урожай.
Баловать - (обратить внимание на правильную постановку ударения в слове).
— Ребята, на с. 40, перед названием этой сказки, есть слова. Прочитайте их хором. (Как хорошо уметь читать.)
— Как вы думаете, что хотели сказать нам авторы учебника? (Конечно, хорошо уметь читать. Мы можем эту сказку и другие сказки, рассказы прочитать сами.)
2. Работа над первой частью сказки
Сейчас вы будете сами читать сказку. А также мы поработаем над ее содержанием, чтобы сказка была более понятна.
— Попробуйте определить первую часть сказки.
(Детям дают несколько минут для чтения и нахождения этой части.)
— Прочитайте ее.
(Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гонцов...».)
— Что мы узнаем из зачина сказки? (Мы узнаем, что у старика было 3 сына. Младшего все звали Иванушкой-дурачком.)
— Какая беда постигла старика? (Он посеял пшеницу. А ее кто-то стал мять да топтать.)
— Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора? (Он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)
— Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из прочитанных сказок? (Похоже на сказку «Иван царевич и Серый Волк». Только в ней вор был в саду, а не в поле. Там братья тоже по очереди стерегли сад.)
— Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)
— Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)
— Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)
— Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.)
— Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)
— Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно )
— Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)
— Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)
Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят.
— Вспомним пословицы.
• Будь своему слову хозяин.
• Не бросай слов на ветер.
• Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду она относится?
— Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».
Домашнее задание
Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
— Прочитайте. Откуда эти строчки? (Из сказки II. Ершова «Конек -Горбунок».)
— Как вы думаете, почему мы сегодня вспоминаем эту сказку, ведь вы наверняка ее знаете? (Мы читаем сказку «Сивка Бурка», а они очень похожи.)
— Верно, продолжим нашу разминку. Прочитайте, начиная читать шепотом, затем все увеличивая силу голоса.
(Дети читают под руководством учителя.)
— А сейчас наоборот: начинаем громко, а потом все тише, закончим чтение шепотом.)
— Молодцы. Попробуйте прочитать быстро, скороговоркой. (Дети читают несколько раз.)
— А сейчас прочитайте выразительно, как бы вы читали маленьким детям.
III. Закрепление изученного
1. Работа над второй частью сказки
— На какие части вы разделили сказку? Назовите тему каждой части. (Вторая часть до слов «На другой день старшие братья снова в город поехали...». В ней говорится о том, как Иван первый раз ездил к Елене Прекрасной.)
— Почему братья поехали к царскому двору? (Они поехали не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть.)
— Как вы думаете, почему они сами не хотели скакать? (Наверное, они понимали, что не смогут это сделать. И притом они были уже женаты.)
— Почему братья не взяли с собой Иванушку? Ведь он так просился с ними. (Они считали его дурачком, не брали с собой, чтобы не смешить людей.)
— Под каким предлогом Иван ушел из дома? (Он взял лукошко и сказал, что пошел за грибами.)
— Как Иван вернулся домой? Найдите в тексте отрывок. (Дети зачитывают отрывок о том, как Иван пришел с мухоморами.)
— Так ли глуп Иван на самом деле? (Нет, он специально принес такие грибы, чтобы его и дальше считали дурнем. Он уже сам посмеивался над братьями.)
2. Работа над третьей частью сказки
— Найдите третью часть. (Третья часть до слов «На третий день братья снова собираются ехать...». В этой части говорится о том, как Иван ездил к царском двору во второй раз.)
— Как братья рассказывают своим женам о поездке? (Они говорят, что приезжал тот же молодец.)
— С каким чувством они это говорят? (С восхищением.)
— Что Иванушка говорит им? (- Братцы, а не я ли это там был ?А они отвечают: — Сиди, дурень, не болтай зря!)
3. Работа над четвертой частью сказки
— Найдите четвертую часть. О чем в ней говорится? (Четвертая часть от слов «На третий день братья снова собиралися ехать...» и до конца сказки. В этой части говорится, что Иван достиг поставленной цели, доскочил до окна и снял с пальца Елены Прекрасной перстень. По этому перестню его и узнали.)
— Для чего царь созвал всех на пир и как туда попал Иванушка? (Был приказ царя на пир явиться всем, чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой!)
— Как Елена Прекрасная нашла своего жениха? (Она нашла его по своему перстню. Хотя он замотал руку, она попросила его развязать.)
— Как Иванушка стал молодец молодцом? (Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, и молодец молодцом, прямо и не узнаешь!)
— Как вы думаете, почему именно Иванушке, а не его братьям достались волшебный конь и Елена Прекрасная?
IV. Физкультминутка
Сказки
Мышка быстренько бежала, (Бег на месте.)
Мышка хвостиком виляла. (Имитация движения.)
Ой, яичко уронила! (Наклониться, «поднять яичко».)
Посмотрите-ка, разбила. (Показать «яичко» на вытянутых руках.)
Вот мы репку посадили (Наклониться.)
И водой ее полили - (Имитация движения.)
Вырастала репка хороша и крепка! (Развести руки в стороны.)
А теперь ее потянем (Имитация движения.)
И из репы кашу сварим, (Имитация еды.)
И будем мы от репки здоровые и крепкие. (Руки к плечам, показать «силу».)
Мы славная семья козлят.
Мы любим прыгать и скакать, (Прыжки на месте.)
Мы любим бегать и играться,
Любим рожками бодаться.
(Встают парами и указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки».)
V. Продолжение работы по теме урока
— Почему мы называем это произведение сказкой? Найдем все ее признаки. (Примерный ответ. 1. В сказке есть зачин. (Зачитывают.) 2. Есть сказочные герои. Это Сивка-Бурка. 3. Есть волшебство: Иван влезает в правое ухо коню, вылезает из левого и превращается в молодца. Значит, это волшебная сказка. 4. В сказке есть троекратный повтор: 3 сына; 3 раза сторожили пшеницу; трижды пытался доскочить до царевны. 5. Есть сказочная концовка: «Тут ждать да рассуждать не стали - веселым пирком да за свадебку! Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».)
— Концовке соответствует палехская миниатюра. Что это такое? (Палехская миниатюра — вид народной миниатюрной живописи яркой темперой и золотом на черных лаковых изделиях из папье-маше. Палех — по названию поселка Палех, где в начале XX в. на основе иконописного промысла возник соответствующий вид росписи.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду она относится?
— Чему учит эта сказка?
— Как относитесь к Иванушке?
— А как автор относится к нему?
Домашнее задание
Найти в энциклопедиях сведения о жизни и творчестве художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина.