Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Никитина, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
— Прочитайте жужжащим способом.
— Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному? (Одно слово означает имя, а другое — предмет, на котором катаются.)
— Назовите знакомые части речи.
(Дети называют глаголы: вез, ехал; имена существительные: горку, Саня, сани; предлоги: на, за, с; союз: а; местоимение: собою.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. (Дети читают.)
— Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.
— Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
— А теперь скороговоркой.
III. Введение в тему
1. Знакомство с творчеством поэта И. Никитина
(Учитель читает стихотворение И. Никитина «Утро».)
Утро
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поет;
По плечу молодцу все тяжелое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
2. Рассказ учителя об авторе
— Догадайтесь, что здесь написано. Запиши эти слова в рабочей тетради (каждое из них надо писать с большой буквы).
НАВИ ЧИВВАС НИТИКИН
— Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт XIX века.
— Захотелось вам прочитать другие стихи Ивана Никитина? Давайте отдохнем, а потом продолжим работу.
IV. Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
V. Продолжение работы по теме урока
1. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»
— Откройте учебник на с. 66. Прочитайте, как зовут поэта. (Иван Саввич Никитин.)
— Я буду читать стихотворение, а вы следите по учебникам. (Учитель выразительно читает стихотворение.)
— Понравилось вам стихотворение? А о чем оно? (О том, как наступает весна.)
2. Беседа по прочитанному
— Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их. (Примерный ответ. Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росой. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста, т. е. первая картина о том, как степь расцветет. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина описывает небо, по которому плывут тучки.)
— Как называет автор траву? (Муравой.)
— К кому обращается поэт? (Поэт обращается к степи.)
— Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите. (Примерный ответ. Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно... Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись. Принакрой, нарядись, полюбуйся...)
— Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предположения детей.)
— Ребята, а все ли слова и выражения вам были понятны в тексте?
— Объясните значение слов.
Полно (спать беспробудно) - значит, хватит.
Ковыль — степная трава.
В угоду косцам — удовлетворить желания косцов, сделав им приятное (хорошей травой).
Копна — небольшой округлый стог сена, снопов.
— Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении И. Никитина? Запишите описания в рабочей тетради.
3. Подготовка к выразительному чтению
— Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: быстро, четко и громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно, напевно.)
4. Выразительное чтение стихотворения
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
— О чем стихи Ивана Никитина?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к стихотворению и выучить отрывки к этим иллюстрациям.