Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; выделять главную мысль, давать характеристику героев произведения; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.


Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Оборудование: портрет В.М. Гаршина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).


Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка от имени зайца.

III. Речевая разминка

- Прочитайте загадки жужжащим способом. Отгадайте их.

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет. (Утка с утятами.)

Выпуча глаза, сидит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает. (Лягушка.)

- Прочитаем загадки орфографически (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.

IV. Введение в тему

1. Беседа

- Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)

- Прочитайте, что здесь написано. (Лягушка-путешественница.)

АКШУГЯЛ АЦИННЕВТСЕШЕТУП

- Как вы думаете, о чем эта сказка?

Мы сегодня ознакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).

2. Рассказ учителя об авторе

V. Физкультминутка

(Дети имитируют движения рыбок. Движения придумывают сами дети.)

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели.

Посидели, погалдели,

Потом потихоньку встали,

Быстро-быстро побежали.

VI. Работа по теме урока

Знакомство со сказкой «Лягушка-путешественница»

— Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественницами? И как это может быть? (Предположения детей.)

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. Беседа после чтения.)

— Понравилась ли вам сказка? Чем? (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Докажите, что «Лягушка-путешественница» — это сказка.

Домашнее задание

Подготовить выразительное, безошибочное чтение сказки.


Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Работа над скороговоркой

Утка моя, селезнюха моя,

не летай за реку,

не клюй песку, не тупи носку!

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Найдите имена существительные.

(Дети называют, учитель отмечает слова утка, селезнюха, за реку, песку, носку.)

— Прочитаем, выделяя эти слова вопросительной интонацией.

— А сейчас прочитайте, выделяя эти слова утвердительной интонацией.

— Прочитаем быстро (еще: медленно, скороговоркой).

III. Проверка домашнего задания

Чтение сказки учащимися. Учитель обращает внимание на грамотное выразительное чтение.

IV. Физкультминутка

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

V. Работа по теме урока

1. Беседа по прочитанному

— Как жилось лягушке в болоте? (Лягушке жилось хорошо. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошек, весной громко квакала вместе со своими подругами.)

— Почему она решилась отправиться в дальние края? {Утки рассказали ей, как на юге сейчас хорошо. Там тепло и много еды. Вот лягушке и захотелось лететь с ними.)

2. Чтение в лицах диалога уток и лягушки

— Прочитайте в лицах этот диалог, показав голосом, как они разговаривают.

3. Характеристика лягушки. Беседа о ее путешествии

— Расскажите, какой была лягушка. Вам помогут слова из четвертого задания на с. 195. Выберите правильный ответ. (Лягушка была: изобретательной, сообразительной, смелой, хвастливой, болтливой, любопытной, решительной.)

— Как чувствовала себя лягушка во время путешествия? (От страшной высоты, на которую ее подняли, у нее захватило дух. Утки летели неровно, дергали прутик, и лягушка болталась в воздухе и сильно стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не упасть.)

— Почему она просила уток лететь пониже? (Лягушкеужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят.)

— Удалось ли путешествие на юг? Когда лягушка забыла об осторожности? Прочитайте этот отрывок так, чтобы передать переполнявшие ее чувства гордости, восхищения своей сообразительностью.

— Можно ли поговорку «Хвастовство само себя наказывает» соотнести с прочитанной сказкой? (Да, можно. Если бы лягушка не была такой хвастливой, то, может быть, и долетела бы сутками.)

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали.

1. Лягушка сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась:

а) теплым солнышком;

б) теплым дождиком;

в) прохладной погодой.

2. От восхищения она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что уже:

а) была осень;

б) была весна;

в) было лето.

3. Утки не стали есть лягушку, потому что:

а) были сыты;

б) она была слишком велика;

в) она была далеко от них.

4. Что особенно интересовало лягушку в рассказе о юге?

а) много ли там червяков;

б) много ли там других лягушек;

в) много ли там мошек и комаров.

5. Чтобы хорошо подумать, лягушка спряталась:

а) в песок;

б) в тину;

в) в кусты.

6. Утки должны были лететь:

а) три тысячи верст;

б) две тысячи верст;

в) четыре тысячи верст.

7. Лягушка прицепилась к прутику:

а) ртом;

б) лапками;

в) ртом и лапками.

8. Она отцепилась, потому что:

а) боялась;

б) устала;

в) закричала.

9. Путешественница упала:

а) в грязный пруд;

б) в болото;

в) в реку.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Составим синквейн про лягушку.

Например:

1) лягушка;

2) лупоглазая, толстая;

3) соображает, болтает, хвастает;

4) изобретает необыкновенный способ летать;

5) путешественница.

Домашнее задание

Придумать сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает».

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru