Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Оборудование: портрет В.Ф. Одоевского, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).


Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Ученики рассказывают сказки, которые сочинили к поговорке «Хвастовство само себя наказывает».

III. Работа над пословицами и поговорками

— Прочитайте пословицы и поговорки и отгадайте, о чем речь.

•   Два друга - он да вьюга.

•   Он и железо рвет, и на лету птицу бьет.

•   Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. (Мороз.)

IV. Введение в тему

— Какие прочитанные произведения о морозе вы помните? (Н Некрасов. «Не ветер бушует над бором...», русская народная сказка «Морозко».)

Сегодня мы ознакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал ее Владимир Федорович Одоевский(1803-1869), писатель, философ, педагог, музыкальный критик.

V. Физкультминутка

Не утони в сугробах!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи скорей дорогу!

Дыши глубже:

Носом вдох,

А выдох ртом,

Дышим глубже...

А потом марш на месте,

Не спеша.

Как погода — хороша?

VI. Работа по теме урока

Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Морозко». (Учитель показывает диафильм или читает ее из сборника А.А. Афанасьева «Русские народные сказки».)

— Какая это сказка? (Народная. У нее нет автора.)

— А сейчас мы ознакомимся со сказкой, которую написал В.Ф. Одоевский, «Мороз Иванович».

(Читают учитель и учащиеся первую часть до слов «Так прожила Рукодельница...».)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали о жизни и творчестве В.Ф. Одоевского?

— Отличаются ли сказки «Морозко» и «Мороз Иванович» друг от друга?

Домашнее задание

Дочитать сказку «Мороз Иванович».

 

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Работа над скороговоркой

• У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

— Какое интересное слово встретилось в скороговорке? Что оно означает? (Размокропогодилась. Значит, стало кругом мокро, слякотно.)

— Прочитайте с орфографическим проговором (еще: с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе, скороговоркой).

III. Работа по теме урока

1. Повторение первой части сказки «Мороз Иванович»

— Как звали девочек? (Рукодельница и Ленивица.)

— Почему автор их так назвал? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел-, т. е. все умеет делать руками. Ленивица — от слова «лень».)

— Когда мы говорим «считать мух»? (Когда бездельничают или ротозейничают.)

— В прямом или переносном смысле употребил это выражение автор? (В прямом.)

— Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)

— Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем ее попросил? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили потрясти.)

— Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить.)

— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? (Руки ее окостенели и пальчики побелели.)

— Сколько вопросов задала девочка старику? (Три вопроса. Про зеленую травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

2. Чтение второй части сказки

3. Выборочное чтение

— Прочитайте, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу.

— Что наказывала нянюшка Ленивице?

4. Чтение в лицах отрывка

(Со слов «Вот, по примеру Рукодельницы...» до слов «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил...»).

— Выберите в учебнике все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.

— В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)

IV. Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко...

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

V. Продолжение работы по теме урока Сравнение с народной сказкой «Морозно»

— Чем отличаются герои сказок? (В авторской сказке у девочек есть имена, описаны их дела по дому, Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.)

— Выполните задание в учебнике. (Примерный ответ. Рукодельница: трудолюбива, добра, почтительна, скромна. Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива (надменна, высокомерна). Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя прием контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда»-? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?

Домашнее задание

Полистать первую часть учебника, вспомнить прочитанные произведения. Принести иллюстрации к особенно понравившемуся произведению и само произведение.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru